Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Алжира

Исторический очерк политических традиций

Основные политические традиции и этапы политического развития. В разное время территория сегодняшнего Алжира находилась под влиянием финикийцев, берберов, римлян, вандалов, византийцев, арабов, турок и французов, что повлияло на политические традиции страны.

Финикийцы и берберы, Карфаген и Нумидия. В XII в. до н.э. на территории современного Алжира появились колониальные поселения, обслуживавшие обширную средиземно-морскую торговлю Финикии, основные города-государства которой (Библ, Тир, Сидон) располагались на восточном побережье Средиземного моря. В IX в. до н.э. на территории современного Туниса возник Карфаген (семит. Новый город). Финикийцы контролировали прибрежные районы Северной Африки. В глубине территории Северной Африки проживали кочевые берберские племена.

На территории современного Туниса и части современного Алжира потомки финикийских поселенцев (лат. название — пуны) смогли основать мощное государство со столицей в Карфагене. Карфагеняне основали колонии на северо-западе африканского побережья, на Пиренейском полуострове, в Галлии, на островах Сицилия, Сардиния и Корсика. Современные города Аннаб и Скикда на севере Алжира были основаны карфагенянами. Карфаген представлял собой аристократическую республику, которой управлял Сенат, составленный из представителей наиболее богатых и знатных родов, и два выборных суффета. В эпоху расцвета государства численность населения Карфагена составляла 700 тыс. жителей. Карфагеняне сохранили верования финикийцев и финикийские ремесла. Источником богатств Карфагена служила обширная средиземно-морская торговля. Карфаген интенсивно взаимодействовал с берберами, населявшими север Африки. К V в. до н.э. на территории Алжира уже существовало несколько берберских протогосударств. Карфаген торговал с ними, часть берберских племен была обложена данью, а наемники-берберы уже в IV в. до н.э. составляли основу карфагенской ар¬мии. В III в. до н.э. Карфаген столкнулся с Римом в борьбе за власть над Средиземным морем. В Первой Пунической войне (264 — 241 гг. до н.э.) Карфаген потерял все свои поселения на Сицилии. Невыплата жалованья из-за поражения в войне с Римом вызвала восстание берберских наемников, которое продолжалось с 241 по 237 г. до н.э. Берберы установили контроль над большей частью североафриканских владений Карфагена и даже отчеканили собственные монеты. Вторая Пуническая война (218 — 201 гг. до н.э.) окончилась для Карфагена потерей Испании и флота. В Северной Африке к тому времени уже существовало несколько берберских государств. В 201 г. до н.э. появилось королевство Нумидия, западные и восточные части которого были объединены царем Масиниссой. Это государство располагалось в восточной части современного Алжира. После смерти Масиниссы в 148 г. до н.э. его государство было разделено на несколько королевств, границы которых менялись несколько раз. Помимо этого существовали берберские государства на территории нынешней Мавритании.

В результате Третьей Пунической войны к 146 г. до н.э. государство пунов прекратило свое существование, Карфаген был разрушен, а на его месте была образована римская провинция Африка (со 122 г. н.э. переименована в провинцию Юнония). Падение Карфагена, чьи военные корабли охраняли торговые пути, привело к расцвету средиземно-морского пиратства. Во II и I вв. до н.э. пираты собирали огромные флоты, строили крепости и облагали данью прибрежные города. Часть пиратов, среди которых было немало берберов, базировалась на побережье современного Алжира. Лишь экспедиция Помпея в 67 г. до н.э. смогла положить конец «пиратскому веку» в Средиземноморье.

Римская колонизация. В I в. н.э. (46 г., правление императора Клавдия) территория Нумидии (бывшего королевства Масиниссы) также попала под власть Рима. Была создана римская провинция Нумидийская Африка. Эта провинция стала основной базой снабжения Рима зерном. Помимо этого провинцией стала и территория современной Мавритании. Приход римлян ускорил процесс урбанизации, велось строительство больших городов, были сооружены дороги, мосты и акведуки, что вызывало сопротивление как кочевых, так и оседлых берберских племен. В правление императора Траяна (98—177 гг.) римляне построили систему укреплений и опорных пунктов к югу от побережья. Впрочем, римское военное присутствие в Северной Африке было относительно небольшим. В Нумидии и двух мавританских провинциях было около 28 тыс. регулярных и вспомогательных войск. Со II в. войска комплектовались преимущественно местным населением. Римские колонисты интенсивно обживали район современного Сейтифа. Кроме того, наряду с зерновыми ведущей сельскохозяйственной культурой Нумидии стала олива. II в. также стал веком проникновения христианства в Северную Африку. К середине III столетия в Нумидии и Мавритании насчитывалось 18 христианских епископов, а к IV в. большая часть оседлых жителей Нумидии и ряд кочевых берберских племен были христианами. Также довольно широко, вследствие переселения евреев из Палестины, был распространен иудаизм. Масштабные переселения евреев были результатом иудейских войн Рима.

Именно в Нумидии в IV в. н.э. появилась одна из наиболее устойчивых ересей Западной Римской империи — секта донатистов. Секта названа по имени Доната, кандидатура которого была в 313 г. выставлена на пост епископа Карфагена. Донат отрицал классическую урбанистическую культуру и отвергал зависимость официальной церкви от императора Константина. Император Константин приговорил донатистов к конфискации имущества и изгнанию. Однако в Северной Африке они преуспевали. Секта создала своего рода подпольную армию. Так называмые циркумцелионы (букв, «странствующие от гробницы к гробнице») — сезонные рабочие на оливковых плантациях, а также примкнувшие к ним бедняки держали в страхе христианское духовенство, богатых торговцев и ростовщиков. Один из отцов церкви епископ Гиппо Региуса Блаженный Августин (354 — 430 гг.) весьма жестоко, однако безуспешно боролся с донатистами. Их секта просуществовала до VI в.

Королевство вандалов. В 429 — 430 гг. (т.е. более чем за 40 лет до окончательного падения Западной Римской империи) территория современных Алжира, Туниса и Марокко была захвачена германским племенем вандалов. Вандалы обитали первоначально по берегам Одера, вместе с готами в IV в. они нападали на римские владения. В период правления императора Константина Великого вандалы переселились в римскую провинцию Паннония (располагалась на правом берегу Дуная и была заселена преимущественно иллирийцами; территория современной Венгрии). В 409 г. значительное число вандалов переселилось на юг Иберийского полуострова. В 429 г. римский наместник в Африке Бонифаций, восставший против метрополии, призвал вандалов на помощь. Король вандалов Гейзерих переправился на африканский берег, занял расположенные там римские владения и в 439 г. основал вандальское государство, столицей которого стал новый Карфаген. Потеря территории, служившей главным источником хлебных поставок для Рима, а также захват второго по значению города Западно-Римского мира приближали распад Западной Римской империи. Вандальское государство было куда более организованным, чем иные варварские королевства того времени. Система его управления была построена по римскому образцу, кроме того, только оно обладало флотом, способным помешать средиземноморской торговле и атаковать берега Италии. Благодаря этому вандалы начали совершать частые набеги на римские провинции и в 455 г., пользуясь смутами, за 14 дней полностью разграбили Рим. Действия Западной Римской империи, а также организованная в 468 г. совместная военная операция Западной и Восточной Римских империй против Гейзериха большого успеха не имели. Романское и романо-африканское население Северной Африки значительно превосходило по численности вандалов, однако политического влияния в королевстве Гейзериха не имело. Гейзерих организовал чистку среди крупнейших романоафриканских землевладельцев и преследовал христианское духовенство.

Византийская колония. Со смертью Гейзериха в конце V в. военная мощь королевства вандалов стала ослабевать. Королевство подрывало расслоение внутри племени вандалов и тот факт, что вандалы, в отличие от романского и романо-африканского большинства, были арианами. В 533 г. император Византии Юстиниан I прямо вмешался в борьбу за власть в королевстве вандалов. В 534 г. 16-тысячная византийская армия под командованием Велизария принудила к сдаче последнего вандальского короля Гелимера, и королевство вандалов было присоединено к Византии. Сами вандалы смешались с коренным населением Северной Африки. На ряде территорий появились берберские королевства, но большая часть земель контролировалась византийцами. При Юстиниане I в Северной Африке было развернуто грандиозное строительство, появилось более 150 новых городов. Восстановление контактов с Восточным Средиземноморьем стало причиной экономического подъема.

Алжир под властью арабов. В VII в. Северная Африка была завоевана арабами. Первый военный поход арабов в Северную Африку, начавшийся в 642 г., был скорее следствием инициативы арабских военачальников в Египте, чем осознанной политикой халифата. В это время основные силы арабов воевали на востоке с сасанидским Ираном. Однако с решением иранского вопроса на востоке и приходом к власти в халифате династии Омейядов (661 г.) арабские войска начали наступление на запад. Омейяды осознали необходимость захвата североафриканских территорий для более эффективного контроля над Средиземным морем. В 670 г. арабская армия основала город Аль-Караван, ставший базой арабских операций в регионе. К 711 г. африканские владения Византии были полностью захвачены арабами и берберами. Эти земли получили арабское имя Магриб (араб, «запад»). Начался процесс арабизации и исламизации территории.

Хотя кочевники-берберы были довольно быстро обращены в новую веру, до XII в. христианская и иудейская общины сохраняли значительное влияние на дела Алжира. Более того, переход берберов в ислам не привел к гармоничному сосуществованию с новыми хозяевами Северной Африки. Берберы были обложены высокими налогами, их нередко обращали в рабство и относились как к мусульманам второго сорта. Поэтому ислам среди берберов Северной Африки распространялся в форме хариджизма. Берберов привлекало, прежде всего, эгалитаристское учение хариджитов, а также то, что это учение предполагало оппозицию к омей-ядским (дамаскским), а позже аббасидским (багдадским) халифам. Впрочем, доктринально хариджизм мало отличался от традиционного суннизма. Это позволило суннитским теологам основать в Аль-Караване ставшую знаменитой религиозную школу, способствовавшую распространению ислама на всем протяжении IX и X вв.

Вследствие недовольства политикой арабских завоевателей, а также ослабления халифата Омейядов в 739 — 740 гг. в Северной Африке произошли открытые антиарабские выступления под хариджитскими знаменами. За десятилетие с 740 по 750 г. арабы почти полностью потеряли контроль над североафриканскими провинциями. Они сумели удержать только отстроенные за годы пребывания в Северной Африке военные лагеря, окруженные со всех сторон враждебными племенами. Самым крупным из арабских военных центров оставался г. Аль-Караван. В результате восстания берберам-хариджитам удалось основать несколько теократических племенных королевств, но большинство из них просуществовало недолго. Приход к власти в 750 г. новой династии Аббасидов привел к временному восстановлению центральной власти в Арабском халифате. Однако раздача земель знати и повышение налогов привело к волне восстаний в разных частях халифата, что позволило эмирам (араб, «наместник халифа») Кордовы (Испания), Марокко и Восточного Магриба (Алжир и Тунис) отделиться от халифата. В VIII — IX вв. в Северной Африке образовалось три практически независимых от Багдада эмирата: идриситов (территория нынешнего Марокко), рустамидов (территория нынешнего Алжира) и аглабидов (территория нынешнего Туниса). Эмират рустамидов, занимавший значительную часть территории Алжира, был создан в 777 г. Столицей эмирата стал город Тахарт, расположенный на пересечении транс сахарских караванных путей, что способствовало экономическому процветанию эмирата. Основателем эмирата был Абд ар-Рахман ибн Рустам (предположительно иранец по происхождению). В отличие от многих берберских племен Магриба алжирские хариджиты восприняли умеренный вариант хариджитского учения — ибадизм. В 777 г. Рустам был признан имамом всех ибадитов. Город Тархат довольно быстро стал крупным экономическим и культурным центром. Сюда стекалось население многих африканских провинций, причем немалую роль стали играть христиане. Оказавшись в окружении шиитов - идрисидов на западе и суннитов-аглабидов на востоке, рустамиды опирались на помощь кордовских правителей и установили обширные экономические и культурные контакты с Андалузией. Умеренное религиозное учение и обширные торговые связи способствовали относительно бесконфликтному существованию эмирата вплоть до фатимидского завоевания в 909 г.

К концу IX в. пошатнулись позиции аглабидских и рустамидских властителей. Шиитско-исмаилистская проповедь пришедшего из Сирии фатимидского проповедника (даси) Абу Абдаллаха нашла поддержку у одного из наиболее крупных берберских племен — кетам. Под предводительством Абу Абдаллаха племя кетам в 909 г. захватило Тахарт. Однако власть Фатимидов вызывала неприязнь как хариджитов, так и суннитов, поэтому в 941 —947 гг. Фатимидам с трудом удалось подавить мощное хариджитское восстание под предводительством Абу Язида. Большую роль в подавлении хариджитского восстания сыграли оседлые берберы Большой Кабилии — племя санхаджа. В 969 г. Фатимиды захватили Египет и основали там новый город Аль-Кахир (Каир), ставший столицей их государства. В 970 г. Фатимиды присоединили Сирию и Палестину, а несколько позже Западную Аравию с Меккой и Мединой. После переноса столицы фатимидского имамата в Каир в 972 г. Фатимиды передали власть в Алжире вождю берберов санхаджа Бологгину ибн Зири. Он стал основателем династии Зиридов — фатимидских наместников в Магрибе. В начале XI в. фатимидские правители приняли титул халифов, причем их притязания были признаны во многих частях мусульманского мира. Однако в XI в. могущество халифата Фатимидов ослабевает. В 1014 г. произошел раскол среди правящей верхушки сан-хаджей, приведший к разделу Магриба. Арабская Ифрикия (нынешний Тунис) осталась под управлением Зиридов, а Алжир перешел под власть боковой ветви Зиридов — Хаммади-дов. Борясь с Зиридами, Хаммадиды порвали с фатимидским государством и признали верховную власть халифата Абба-сидов. В течение всего правления Хаммадидам пришлось вести упорную борьбу с нашествиями берберов-кочевников из Сахары. В XI в. в Северной Африке зародилось движение альморавидов — суннитское движение за религиозное обновление. К середине XI в. альморавиды захватили Марокко, в 1082 г. вторглись в Алжир и захватили западную часть страны, включая Тлемсен. Приняв на службу кочевые арабские племена, Хаммадиды смогли отразить нашествие альморавидов и отбить Тлемсен в 1102 г. Однако упадок торговли и земледелия вследствие нашествия кочевников ослабил Хаммадидское государство.

В 1152 г. власть Хаммадидов пала под ударами войск аль-мохадов, захвативших до этого Испанию и Марокко. В период правления альмохадов в Алжире сформировался ряд институтов: икт (пожалование земли за военную службу), государственный контроль над производством, привилегии племенам мазхен. Однако продолжавшийся упадок торговли и земледелия, а также начавшаяся в Испании Реконкиста привели к распаду Альмохадской державы.

В 1235 г. в Алжире сформировалось племенное государство абдальвадидов. Его основателем стал вождь зенатского племени Бану Абд аль-Вад Ягморасан ибн Зайян. В условиях продолжающегося ослабления Центрального Магриба государство абдальвадидов постоянно подвергалось нападениям более могущественных тунисских и марокканских соседей. Фактически под их ударами страна распалась на отдельные эмираты, независимые города и территории бедуинских племен, слабо связанные между собой.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика