Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Бертольд Брехт

Фигура Бертольда Брехта вызывала и вызывает живой интерес и дискуссии. При жизни он испытал, что такое гонения и преследования; и сейчас не существует однозначного взгляда на его творчество. Брехт был конфликтной личностью и конфликтным художником: он не боялся идти против общепринятых норм морали или общепризнанных принципов в искусстве. Это повлияло определенным образом и на его творчество.

Писать он начал рано: уже в 1914г. стихи и эссе шестнадцатилетнего гимназиста стали регулярно появляться в периодических изданиях. В 1918г. молодой талант пробует себя в драматургии: появляются его пьесы "Ваал", "Барабаны в ночи", "В чаще городов". С провинциального Аугсбурга писатель переезжает в Мюнхен, а позже, в 1924 - в Берлин, центра немецкого художественного и театральной жизни. Здесь происходит становление Бертольда Брехта как теоретика и практика театра, которое пришлось на слом 20-30-х годов XX века. Это время в Германии характеризуется резким обострением классовых противоречий, экономическим кризисом, обострением противостояния между коммунистической партией и партией национал-социалистов. Это время оказалось чрезвычайно плодотворным для художника, поскольку для Брехта самым естественным было состояние поиска и состояние постоянного недовольства найденным и приобретенным, касалось ли это женщин или собственных теоретических основ относительно литературы, театра, искусства.

Богатство взглядов на общество, искусство и человека в них побудили его к настойчивым и вдумчивым поискам ответов на свои вопросы. Среди огромного многообразия течений, направлений и стилей молодой писатель пытается найти точку опоры и ответы на вопросы, которые задает ему сама жизнь. Он обращается к классикам марксизма. Брехт активно берется за изучение диалектики и исторического материализма, с головой "погружается" в труды Маркса, Энгельса, Ленина, пытаясь найти прочное идеологическое обоснование для своих идей и теорий.

Идея социального равенства захватила его на всю жизнь, он стал убежденным сторонником марксизма. Позже это вылилось в часто субъективные оценки его творчества, как западными критиками, так и советскими. В 1922г. молодой драматург получает почетную в Германии литературную премию за премьеру своей пьесы "Барабаны в ночи".

В октябре 1920 года в Берлине начинает действовать "Театр революционных рабочих Большого Берлина" под руководством Эрвина Пискатора и Германа Шуллера. Самые яркие спектакли этого театра датируются второй половиной 20-х годов - начала 30-х гг Именно в 1926-1927 гг Брехт активно сотрудничает с "политическим театром" Эрвина Пискатора. В частности он инсценирует пьесу Гашека "Приключения бравого солдата Швейка", и становится соавтором постановки других спектаклей. Это сотрудничество сильно повлияло на формирование его теоретических взглядов, он перенял у Пискатора новый взгляд на театр и театральное искусство.

Последний, которому принадлежит честь создания "политического театра" считал, что театр должен заниматься не судьбой отдельного человека, а судьбой всего человечества, и показывать на сцене людей, а эпоху и общественный процесс, во взаимодействии с которым и раскрывается человеческая личность. Человек должен понять, что он - часть исторического процесса, который он сам создает и от которого зависит.

Эпическая модель театра, которая возникла в первые полтора десятилетия после Первой мировой войны "выделялась своим четко повествовательным характером и к тому же использовала хоры и проекции, которые комментировали действие.

Позже Брехт использует эти приемы в постановках своего театра, значительно расширив и углубив их.

Вся мировая драматургия разделяется на тактическую и стратегическую. Тактическая драматургия своим влиянием на зрителя (прежде всего эмоциональным) достигает нужного эффекта сразу, когда зритель находится перед сценой (у Брехта она представлена пьесами "Страх и отчаяние в третьей империи", "Винтовки Тересы Каррар"), а стратегическая ставит перед собой задачи вовлечь зрителя в серьезные размышления над событиями, которые показаны на сцене, подвести зрителя к важным выводам относительно законов, управляющих человеческим обществом. Именно последняя и заинтересовала Бертольда Брехта, и он начал упорные поиски в этом направлении.

Но первой формой современного театра, который открыл для себя Брехт был спорт. Именно в 20-х гг ХХ в. наблюдался значительный интерес к спорту вообще, спортивной культуры, а также в спортивных зрелищ и состязаний. Брехта в спорте заинтересовало то, что зритель никогда не остается равнодушным к событиям, которые разворачиваются на его глазах. Также 20-е годы отмечены значительным влиянием экспрессионизма и сюрреализма; последний, в частности, использовал принцип отчуждения целями, которые позже стал использовать Брехт в своем творчестве.

В конце 20-х - начале 30-х годов он работает над теорией эпического театра, которую более подробно разрабатывает в течение 30-40-х гг. Идея эпичности театра была не новой; традиция эпической стихии пронизывала еще пьесы Шекспира, Брехт только приспособил традицию с потребностями современности. Он считал, что старый "аристотелевский" театр больше не удовлетворяет потребностей человека и общества; театр должен занять активную позицию и влиять не только, и даже не столько, на чувства зрителей, сколько обращаться к их мыслям, он "должен включиться в действительность, чтобы иметь возможность и право создавать эффективное отражение этой действительности ". Работая над теорией эпической драмы Брехт использовал наследие Гете и Шиллера, которое касалось эпической поэзии, в частности идею "спокойной свободы", отсутствие в сюжете сильных аффектов, изображение событий в эпическом произведении как "совершенно минувших" у них он позаимствовал самостоятельность частей произведения, сосредоточенность не на том, что происходит (зритель часто заранее проинформирован о дальнейшем ходе событий на сцене), а на том, как происходит действие.

Эпический театр существовал и в других театральных культурах, а в некоторых существует и сегодня. К таким относится китайский театр, в определенной степени индийский и японский театры, а также классический испанский театр, народный театр эпохи Брейгеля и елизаветинский театр. Однако сам Брехт подчеркивал, что истоки его театра лежат в национальных традициях, в отдаленном прошлом немецкой и нидерландской культуры. На его теоретические основы, как уже отмечалось, в значительной мере повлияли труды Гете, Шиллера, Гегеля, Маркса и Ленина, а на форму театра и его театральные приемы - театральные жанры немецкого Возрождения, кукольный театр и ярмарочные "панорамы", здоровый плебейский грубоватый дух немецкого народного искусства. По сути своей театр Брехта - типичный Площадной народный театр: максимально понятный изложение фабулы, ведущий жанр - притча, здоровая грубость, пристрастие к соленой шутке и даже некоторый "антиэстетизм" образов. Ведущими художественными средствами стали метафора и символ, но сугубо современные метафора и символ. В основу реалистического образа был положен принцип типизации, который исключает появление второстепенных реалистических деталей, которые отвлекали бы от сути образа.

Статья добавлена на добровольной, безвозмездной основе.
Все права на материалы данной статьи принадлежат ее автору Евгению Заика!

  • Категории раздела:
  •      Другое
  • Смотрите также:
  •  


    Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору! 
    Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник
    Яндекс.Метрика