Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

«Ли Вэй-гун вэнь дуй»

«Ли Вэй-гун вэнь дуй» — «Вопросы и ответы / Диалоги Ли Вэй-гуна». Трактат о стратегии, вошедший в главный свод кит. военной классики — «У цзин ци шу» («Семикнижие военного канона») / «У цзин».

Др. назв. «Тан Тай-цзун Ли Вэй-гун вэнь дуй» («Вопросы Танского Тай-цзуна и ответы Ли Вэй-гуна»), в стяжении — «Тан Ли вэнь дуй». Текст из трех глав (цз.) построен как беседа второго императора дин. Тан (618-907) Тан Тай-цзуна (Ли Ши-минь, прав.) с советником и полководцем Ли Цзином (571-649). Нек-рые исследователи считают его подделкой конца Тан или Сев. Сун (960—1127). Самые ранние сохранившиеся экземпляры — ксилографы эпохи Юж. Сун (1127-1279) из «Семикнижия военного канона».

В трактате обозреваются предшествующие сочинения со ссылками на ист. и личный опыт Ли Ши-миня и Ли Цзина. Цз. 1 начинается с описания примеров применения стандартных — «правильных/прямых» (чжэн) войск и нестандартных — «необычных/чудесных» (ци). Ли Цзин опровергает нек-рых полководцев прошлого (напр., Цао Цао;), связывавших «правильные» и «необычные» с конкретными видами маневра или удара и даже заранее так деливших войска, и утверждает, что в зависимости от конкретной ситуации «правильные» становятся «необычными» и наоборот — полководец «изменяет их силой духа». «Вершина использования правильного и необычного» — завет Сунь-цзы (см. «Сунь-цзы») «придавать форму другому, но быть бесформенным самому». Пример «необычных» действий — разведка боем, к-рую рекомендовал У Ци (см. «У-цзы» ): воины обозначают атаку и изображают бегство, а по поведению противника определяется квалификация его полководцев. Значительное место уделено «совершенным» построениям войск и их символич. обозначениям, напр., знаменитому построению Чжугэ Ляна и др., почерпнутым из военной классики прошлого, I в т.ч. из не дошедшего до нашего времени «Хуан-ди бин фа» («Искусство/Законы войны Желтого императора»; см. Хуан-ди в т. 2; др. назв. — «Во ци цзин» — «Канон овладения необычным»). Толкуя нумерологич. обозначения, напр, пятерицы и восьмерицы, присутствующие в «Во ци цзине», Ли Цзин соотносит их с 9-клеточным квадратом («каноном» — цзин) системы «колодезных полей» (цзин тянь). «Канон» (цзин) яв-ляется главной нумерологич. (сяншучжи-сюэ) моделью пространства, объединяя 9-ричную (восемь квадратов с девятым в центре) и 5-ричную (четыре квадрата по странам света с пятым в центре) структуры, что как образец боевого порядка, в пустотном центре к-рого находится полководец, растолковывает правителю Ли Цзин. Эти «правила» повторил легендарный Цзян тай-гун в нач. эпохи Чжоу при создании военной орг-ции и обучении войск, утверждает Ли Цзин; изложенные в «Сыма фа», они передавались в царстве Ци — в частности, на них опирался Гуань Чжун, советник циского Хуань-гуна, что позволило тому покорить удельных князей (и стать «гегемоном»). Осн. принципы военной классики («Лю тао», «Сань люэ», «Сыма фа», «Сунь-цзы») сводятся к «трем вратам» (саньмэнь) и «четырем родам» (сы чжун). «Трое врат» означают «неисчерпаемость в словах» (бу кэ и янь цюн), «военном деле» (бу кэ и бин цюн) и «средствах» (бу кэ и цай цюн) наследия Цзян тай-гуна. «Четыре рода» военных стратегий суть сохраняемые знатоками «соотношение сил и расчетов» (цюаньмоу), «расположение и стратегич. мощь» (син ши), инь-ян и «техника и мастерство» (цзи цяо) — разд. военных знаний, в «Хань шу» («Книга [об эпохе] Хань», I в.;) выделенные в качестве рубрик библиографич. главы «И вэнь чжи» («Трактат об искусных и изящных текстах»). Нек-рые рекомендации Ли Цзина, вероятно, отражают конкретные ситуации обучения войск в эпоху Тан, в частности предложение раздельно и по-разному обучать ханьцев и «варваров» (фань), что позволит применять такие войска для «необычных» действий, поменяв их форму и эмблемы, и «использовать [варваров] мань и ди, чтобы нападать на мань и ди».

В цз. 2 дан совет правителю предварять общетеоретич. поучения полководцам (напр., о соотношении «пустого» — сюй и «полного») объяснением практики взаимопревращения «правильного» и «необычного». Обучение солдат должно идти от пятерок к отрядам и полкам (по десятичному принципу — от десятка к сотне и т.д.), затем к объединению полков под командованием полководцев и контролем воеводы. Разъясняя правило «пятеричной» орг-ции из «Сыма фа», Ли Цзин говорит о заблаговременном выделении «правильных» и «необычных», что может свидетельствовать о компилятивности текста. Описываемый «строй шести цветов» (лю хуа чжэнь) является развитием «восьми [боевых] порядков» (ба чжэнь) Чжугэ Ляна, к-рые предусматривают включение «малых позиций» (или лагерей) в большие, перекрывающее разрывы в построениях («все концы соединены, все изгибы и разрывы соответственны»), что должно обеспечивать неуязвимость и беспрепятственное взаимопревращение «правильного» и «необычного». Ли Цзин усовершенствовал это построение, сделав его внеш. сторону квадратной (символ Земли), а внутр. — круглой (символ Неба). Т.о. «восемь порядков» (по странам и полустранам света) превращаются в «шесть цветов» (шесть — символ стран света, верха и низа — Неба и Земли), предназначенных для обучения войск и маневров на соответственно размеченной местности. Пять видов боевых порядков (маркируемых пятью цветами стран света и центра) соответствуют «формам местности» — «квадратной» (фан), «круглой» (юань), «прямой» (чжи), «изогнутой» (цюй) и «угловой/ острой» (жуй). Описание их в духе идей школы иньян-цзя и обозначение боевых порядков названиями животных, элементов/стихий (у син) и звуками пентатоники (см. Акустико-музыкальная теория) Ли Цзин объясняет «хитростью», к-рая есть «дао военного дела», предполагающего «использование жадных и глупых», т.е. психологии, воздействие на незрелые суеверные умы.

С той же целью в цз. он рекомендует не отказываться от гаданий («практики инь-ян»), ссылаясь на опыт полководцев прошлого. В трудных ситуациях те сами подстраивали необходимые знамения и результаты гаданий, чтобы поднять дух войск, зная, однако, что «сгнившая трава и иссохшие кости не стоят того, чтобы их спрашивать», и принимали решение, не ожидая результата вопрошаний. Но если кто-то из полководцев не предпримет нужных действий из-за отрицательного исхода гадания или дурных «знамений», его надо приструнить и наставить. Ли Цзин отверг затею восстановить древние церемонии назначения и отправки полководца, полагая, что их суть тождественна общепринятым тогда действиям: обсуждению кампании с советниками, объявлению о ней в храме, облечению полководца властью, отправке войск. Нападение и оборона суть «взаимопре-вращающиеся» противоположности, и противнику следует навязывать свою волю, что зависит от силы духа ци. Всю стратегич. мудрость Ли Цзин разбил на три уровня: Дао — «самое существенное и непостижимое», то, что, согласно «Чжоу и»/«И цзину», позволяет быть «духовным и воинственным, не убивая»; Небо (инь-ян) и Земля (сянь и — «узкое/опасное и легкое») — умение использовать взаимопревращения, слабости противника в духовной и материальной сферах; «методы командования» (цзян фа) — использование людей и преимущества оружия. На выделение Ли Ши-минем трех видов армий: лучшей — без сражения заставляющей подчиниться; заурядной — одерживающей сто побед в ста сражениях; худшей — в обороне нуждающейся в глубоких рвах и высоких укреплениях, Ли Цзин отвечает советом овладевать стратегией от низшего уровня к среднему, от среднего к высшему, дабы «постепенно проникать в глубину учения», замечая, что военные учения — мощное средство, к-рое следует передавать осторожно.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика