Абхаягири

Абхаягири (санскр. abhayagiri), др. назв. абхьягирика, абхаягири васинах (abhyagirikä, abhayagiri väsinah) — школа цейлонского буддизма тхеравады, образовавшаяся в I в. до н.э. в результате разделения школы тхеравадинов на три школы, получившие названия по их монастырским центрам: махавихарика, абхьягирика и джетавания. Монастырь Абхаягири (букв. «Гора бесстрашия») был построен правителем Ваттагамани Абхаей (дважды приходил к власти: 103-102 и 89-76 до н.э.) во время его второго правления (в благодарность за помощь в возвращении к власти) как один из важных центров тхеравады (пали «учение старейшин», санскр. стхавиравада) в сев. части тогдашней столицы Цейлона Анурадхапуры. В нем находится построенная королем Гаджабаху (правил 113-135) известная ступа Абхаягирия, 325 шагов в диаметре и столько же в высоту. Сначала монастырь был связан с Махавихарой (Большим монастырем), но в конце правления Ваттагамани в результате диспута между монахами обнаружились непримиримые противоречия в вопросах о связях с последователями-мирянами и об использовании санскр. текстов в качестве приращения к палийским священным текстам. В споре махавихарики сохранили ортодоксальную позицию тхеравады, а абхаягирики и джетаванияки приняли положения о большей ориентации доктрины на мирян и необходимости дополнить Палийский канон санскр. текстами, что дало начало махаянскому буддизму и стало причиной раскола. Абхаягирики считают себя последователями Катьяяны — любимого ученика Будды Шакьямуни.

Нек-рое время абхаягирики процветали под покровительством таких правителей, как Гаджабаху, а в III в. подверглись преследованиям со стороны правителя Гонхабхаи (прав. 256-266), к-рый сжег их книги, самих клеймил как преступников, а затем изгнал. При сыне Махасены (прав. 276-303) Шри Мегхаварне (прав. 352-379) в монастырь Абхаягири был перевезен Зуб Будды, что сделало его местом всеобщего поклонения. В XI и XII вв. предпринимались попытки уничтожения школы. В XI в. правитель Виджаябаху установил единое управление всеми монастырями острова и объединил тхеравадинов в одну сангху, в 1165 сингалезский правитель Параккамбахья I закрыл монастыри абхаягириков и джетаванияков, заставив монахов вступить в братство махавихариков. Однако отдельные монахи-абхаягирики продолжали свою деятельность в XIII в., есть письменные свидетельства, что двое последователей этой школы жили на острове еще и в XVI в.


Лит.: De Silva P., Ling T. Buddhism in Sri Lanka and South-East Asia // Companion Encyclopedia of Asian Philosophy / Ed. B. Carr, I. Mahalingam. L.-N.Y., 1997. P. 354-371.

H.A. Канаева

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика