Абхидхармы тексты

Абхидхармы тексты — комплекс текстов, к-рые можно охарактеризовать как теоретич. «надстройку» классич. буддизма, к-рая создавалась с целью формальной систематизации учительских традиций мн. школ, но в полном виде сохранилась только в тхераваде и сарвастиваде (А.т. махасангхики, бахушрутии, гокулики дошли лишь во фрагментах; от школы дхармагуптака дошел один трактат). А.т. предназначались в качестве пособий самого широкого профиля — и для учителя-катехизатора, и для полемиста-миссионера, и для философа-аналитика. Согласно «Махаяна-сутра-аланкаре» (XI.3), абхидхарма — это средство правильного понимания значения сутр (наставлений Будды). По коммент. Васубандху к его «Абхидхармакоше» (1.2), это «незапятнанная» мудрость, позволяющая анализировать дхармы (дхармаправичая).

Истоки А.т. вполне различимы уже в тех диалогах Сутта-питаки, где представлены перечни топиков учения — своего рода таблицы, организованные по различным нумерологич. принципам, предназначенные для запоминания и усвоения. Появляются и специальные сутры жанра вибханга («дистрибуция», «анализ» предметов); такого рода таксономии и типологизации предметов составляют содержание «Дасуттара-сутты» и «Сангити-сутты». В качестве примера такого рода каталога можно привести перечни предметных единиц учения в «Сангити-сутте»: монады (всего 3), диады (27), триады (50), тетрады (50), пентады (всего 25) и т.д. до декад. Перечень диад начинается с имени и формы, триад — с трех корневых аффектов (вожделение, неприязнь и заблуждение), тетрад — с внимания к телу, чувствам, мысли и понятиям, пентад — с дхармических групп (скандхи) тела, ощущений, представлений, интенций и сознания и т.д. Такого рода тексты были рассчитаны прежде всего на адептов, к-рые с помощью «текстовых инструментов» должны были осваивать буд. учение. Вся Ангуттара-никая составлена по принципу нумерологич. последовательности изложения материала (по восходящей), что характерно для будущих абхидхармич. трактатов.

О протоабхидхармических текстах можно говорить в связи с нумерологич. списками, предназначенными первоначально также для указанных учебных целей и именуемыми в палийских текстах матика, в санскр. — матрика (букв, «матрицы»). Отличие их от каталогов состояло в том, что они содержали перечисление не самих объектов, а их характеристик. Вскоре матрики стали таблицами описания той или иной дхармы (уже как онтологической, а не предметной единицы) с т.зр. возможности или невозможности приписать ей те или иные атрибуты. Эти таблицы «заполнялись» преимущественно диадами (напр., чистое-нечистое, обусловленное-необусловленное, видимое-невидимое, оказывающее сопротивление — не оказывающее сопротивление и т.д.) и триадами (прошлое-настоящее-будущее; благое-неблагое-нейтральное; устранимое посредством видения— устранимое посредством практики — неустранимое и т.д.); они реконструируются уже из тхеравадинских А.т. (нормативный пример дает палийская «Дхаммасангани»), а также из «Абхидхармакоша-бхашьи». Такового рода матрики-таблицы были рассчитаны также на рядовых учителей, однако составлялись не только ими, но, вероятно, и философами-исследователями. Системообразующую роль уже на начальных стадиях формирования А.т. должны были играть три осн. классификации дхарм, к-рые впоследствии стали нормативными: по агрегатным группам (скандхи), по источникам сознания (аятаны) и по классам элементов (дхату). Однако классическими А.т. считаются семь трактатов тхеравадинской Абхидхамма-питаки и столько же трактатов сарвастивадинов (сохранились в кит., яп. и тиб. версиях). Нек-рые из обозначенных тхеравадинских трактатов восходят (по крайней мере частично) к эпохе тхеравадинского собора (иногда называется 3-м общебудцийским; см. Буддийские соборы), созванного имп. Ашокой в Паталипутре в III в. до н.э. Они, однако, впоследствии прошли не одну стадию редактирования и переделок. Другие относятся к более позднему времени.

«Дхаммасангани» («Исчисления предметов учения») — трактат этико-психологич. содержания. Он, в соответствии с тхеравадинской традицией, открывает список А.т. и считается едва ли не древнейшим из этих памятников. Текст состоит из четырех книг, материал к-рых организован по классическому вопросо-ответному принципу. 1-я кн. посвящена становлению сознания при различении благих, дурных и нейтральных дхарм; 2-я — материи (относящиеся сюда единицы учения разделены на группы, состоящие из единичных объектов, диад, триад и т.д. до 11); 3-я— суммированию матприк. По кн. 3, «благими дхармами» называются три «корня» благой кармы (отсутствие вожделения, ненависти, заблуждения), четыре скандхи (пять стандартных, за исключением телесности), соотнесенные с этими «корнями», а также телесные, речевые и ментальные действия, происходящие из этих «корней». «Дурными дхармами» — три «корня» дурной кармы (вожделение, ненависть и заблуждение), соотнесенные с ними «загрязнения» и действия. Нейтральными — вызревания (випака) благих и дурных дхарм в чувственном, материальном и нематериальном мирах, четыре скандхи (за вычетом телесности), «неоперативные» дхармы (не благие и не дурные), все материальное и все необусловленное. В этой же книге рассматриваются измененные состояния сознания, такие как четыре вида «опьянения» — чувственными желаниями, жаждой жизни, ложными (с буд. т.зр.) воззрениями, неведением (т.е. заблуждением), а также соответствующие им состояния «неопьянения». Описываются также десять уз (бандха) — страстное желание, отвращение, гордость, ложные взгляды, растерянность, искажения правил и обрядов, жажда перевоплощений, зависть, низость и неведение, а также соответствующие этим «узам» противоположности; четыре «узла» — неведение, жадность, злоба, искажения правил и обрядов, а также соответствующие этим «узлам» противоположности. В 4-й кн. воспроизводятся около 230 вопросов и ответов, составляющие содержание первых трех.

Второй по порядку текст тхеравадинов — «Вибханга» («Классификации») — посвящен дистрибуции общих и частных предметов учения. Он состоит из 18 разделов, первые три из к-рых посвящены классификации скандх, аятан и дхату, последние три — классификациям предметов знания Будды, «ничтожных вещей» (таких как тщеславие, щегольство, послеобеденный сон и т.п.), «сердца абхидхармы». В последнем разделе суммируются осн. числовые списки, составляющие действительно существо абхидхармистского метода. Это 5 скандх, 12 аятан, ISdxamy, Четыре благородные истины, 22 способности, 9 «корней», 4 «питания», по 7 типов контактов, ощущений, восприятий, волений и сознания.

«Дхатукатха» («Обсуждение элементов») — трактат из 14 глав. Свою задачу составитель текста видел в ответе на вопрос, какие из индивидуальных дхарм могут, а какие не могут быть включены в три осн. классификации дхарм (см. выше). Результат его работы состоял в выяснении всех возможных позиций, в к-рых та или иная дхарма может быть включена или не включена, и включена и не включена одновременно, не включена и включена одновременно, не включена и не не включена. Т.о., здесь описан один из ранних способов введения в действие чатуш-котики — популярнейшей модели недвузначной логики в инд. философии, особенно охотно осваивавшейся буддистами.

«Пуггала-панняти» («Описания квазииндивидов») — текст из девяти глав-перечней, посвященный уже не тому, что, по буд. учению, составляет референты абсолютной истины (дхармы), но референтам эмпирич., конвенциональной истины, каковыми и являются квазииндивиды (ср. анатмавада и пудгалавада), к-рые классифицируются по их психологич. и нравственным характеристикам. Составителю текста удается распределить их на 386 специфических типов, включив в 142 группы. Завершается текст знаменитой дистрибуцией пяти типов людей, ищущих освобождения, — начиная со «вступившего в поток [сансары]», к-рому до освобождения осталось еще семь рождений, и завершая архатом, к-рый достигнет его уже в этой жизни.

«Катхаваттху» («Предметы дискуссий») охватывает дискуссии по 252 пунктам учения и является энциклопедией по доктринам всех школ традиц. буддизма. Хотя его составление приписывается Тиссе Моггалипутте, председательствовавшему на упомянутом 3-м общебуд. соборе, есть все основания считать, что к Тиссе могла восходить лишь сама идея «полемич. энциклопедии» и, возможно, нек-рые примеры развития дискуссии, а текст был неск. веков в состоянии роста и к нему «приращивались» обсуждения все новых полемич. тем по мере их появления. Об этом свидетельствуют прежде всего опровержения нек-рых выраженных махаянских позиций, к-рые никак не могли быть сформулированы ранее первых веков н.э.

Способ подачи материала в «Катхаваттху» представляет собой образец полемич. техники. Одним из важных методов полемики тхеравадинов было обсуждение тезиса, в ходе к-рого оппонента подводили к принятию одного положения, а это влекло за собой принятие и другого (хотя тому, кто принимает тезис А, кажется, что он может не принимать тезис Б). Полемич. технику тхеравадинов можно представить так: 1) оппонент отстаивает положение А; 2) оппонент (в ответ на вопрос тхеравадина) не принимает следующее из него положение Б; 3) тхеравадин показывает, что при отстаивании А он должен принять и Б; 4) тхеравадин показывает, почему А> Б. Этот метод вводится в действие уже в самом начале текста (1.1.1). Напр., последователь ватсипутрии утверждает, что квазиперсона-пудгала существует реально, однако не соглашается с тем, что ему следовало бы, исходя из логики, признать также и существование пудгалы в том же смысле, что и существование дхармических групп-скандх, и т.д. В др. разделе текста последователь махасангхики выдвигает такой тезис: есть нечто, что неизвестно архату, но при этом не хочет принять, что архату свойственно неведение. Сама разработанность такого рода метода дискуссии несомненно свидетельствует не только о большой практике диспутов тхеравадинов с оппонентами, но и о существовании специальных «методических пособий» по полемич. диалектике. Отработанные способы полемики мы обнаруживаем еще на начальной стадии буддизма, напр, в диалоге Будды с париббаджаком Саччакой, однако в «Катхаваттху» уже вполне «прописаны» ступени дискуссии.

«Ямака» («Пары») — тхеравадинский сборник упражнений по «прикладной логике», десять глав к-рого посвящены постановке «парных» вопросов (в виде дилемм) и возможным ответам на них. Напр., задается вопрос: всякое ли видение идентично сфере видения? И тут же задается следующий: всякая ли сфера видения идентична видению?

«Паттхана» («Причины») — это сборник упражнений по дифференциации 24 типов отношений — в осн. причинностных, между объектами — преимущественно дхармами. Яп. буддолог А. Ямада, видимо, совершенно справедливо посчитал этот текст самым поздним из всех тхеравадинских абхидхармич. трактатов. В «Паттхане» в рубриках «условие» и «обусловленное» обсуждаются тематич. единицы «Дхаммасангани» и пять др. текстов.

Санскритские А.т. сарвастивадинов, к-рых также семь (они сохранились в кит., яп. и тиб. версиях), начали оформляться также с III в. до н.э. По признанной в наст, вр. хронологизации Р. Фукухары, наиболее древними из них являются «Сангити- парьяя» и «Дхармаскандха», затем идут «Праджняпти-бхашья», «Дхатукая», «Виджнянакая» и «Пракаранапада», последний по времени — «Джняна-прастхана».

«Сангити-парьяя» («Истолкование „Сангити[-сутры]"») предлагает распределение предметов учения по числовым группам в восходящем порядке. 122 классификации тематич. единиц располагаются в 10 главах: в 1-й сгруппированы монады, в последней — декады (в соответствии с нумерологич. структурой комментируемого текста). В числе диад представлены оппозиции: бесстыдство и беспечность — скромность и внимание, угрюмость и неразборчивость в друзьях — обходительность и разборчивость, безудержность в проявлении эмоций и в пище — сдержанность и в том и в другом; в числе групп триад представлена оппозиция трех «корней» зла — вожделение, ненависть и заблуждение — и трех «корней» добра (см. Кушала) — бесстрастность, благожелательность и «разумение»; в тетрады включаются осн. компоненты всего буд. учения — нравственные предписания, медитативная сосредоточенность, мудрость и освобождение. Тетрада правильного усилия — избежание зла, предотвращение его, порождение добра и развитие последнего; четыре «безграничных» состояния — сорадование (майтри), сострадание (каруна), симпатия и бесстрастность. Первый пример «пятерки» — источники закабаления монаха (бандха): пристрастие к собственной персоне, к удовольствиям, к общению, потеря интереса к изучению Дхармы и удовлетворенность малым «продвижением». Шесть факторов, ведущих к освобождению, — это избавление от злобы, насилия, отвращения, привязанности к чувственным удовольствиям, от предрассудков и веры в свое «я». Среди же семи сокровищ буд. Дхармы в целом названы вера (шраддха), нравственное поведение, такие добродетели, как застенчивость и скромность, желание познания буд. учения, отречение от мира и мудрость.

«Дхармаскандха» («Группы дхарм») состоит из 12 глав, посвященных преимущественно сотериологии — этапам продвижения адепта к конечной цели, начиная с пяти базовых моральных предписаний для мирян. В тексте дифференцируются 37 компонентов освобождения (различаются «путь практики» и «путь озарения»), за ними следуют классификации дхарм — по делениям их на источники сознания (аятаны) и элементы (дхату).

Трактат «Праджняпти-бхашья» («Истолкование концептов», сохранился только в тиб. версии) посвящен истолкованию понятий мира, причины и действия. И тематически и стилистически он несколько выпадает из класса «схоластич.» текстов. Его 1-я часть посвящена мифич. космогонии, во 2-й описываются прежние жизни Будды и его матери, 3-я иллюстрирует действие закона кармы.

«Дхатукая» («Структура элементов»), состоящая из двух частей (2-я поделена на 16 разделов), приписывается Васумитре и предлагает очень обстоятельную «таблицу» 91 состояния сознания (начиная с ощущений и завершая страстными желаниями), сопровождаемую их подробнейшим разъяснением. В тексте большое значение придается, в частности, различению первичных аффектов сознания в «вызревшем» состоянии и вторичных — в латентном. На трактат «Дхатукая» в значительной мере опирается трактат «Пракаранапада» (он также приписывается Васумитре, но был составлен уже в кушанскую эпоху — ок. I в. н.э.).

В «Виджнянакае» («Структура сознания») впервые четко формулируется осн. доктрина сарвастивадинов о существовании дхарм не только в настоящем, но и в прошедшем и будущем времени на основании различения их сущности и функционирования. Текст, состоящий из 10 разделов, включает и обстоятельнейшую полемику сарвастивадинов с пудгалавадинами, придерживавшимися концепции квазиперсопы-пу дгалы. Классификация четырех видов причин (непосредственная причина, причина-опора, предшествующее условие и условие преобладающее) явно имеет оригинальное происхождение.

Основная тема «Джняна-прастханы» («Установление [истинного] знания») — систематизация ступеней духовного продвижения, опирающаяся на Четыре благородные истины о страдании. Текст поделен на две книги, всего в нем восемь глав. 1-я гл. посвящена истине о пути (осн. понятие, к-рое здесь рассматривается, — «высшие мировые дхармы»), 2-я — истине о происхождении страдания, 3-я — познанию, 4, 5 и 6-я — действию, четырем материальным элементам и чувственным способностям, или истине о всеобщности страдания, 7-я — концентрации сознания, или истине о прекращении страдания, 8-я — опровержению ложных (с т.зр. сарвастивадинов) взглядов. Кроме того, рассматриваются такие единицы учения, как вера, критика представления о реальности тела, единичность сознания, память, количество чувственных способностей, прошлое, грамматич. категории, отдельные речения Будды. Среди классификаций, вводимых автором текста (таковым считается Катьяянипутра), выделяется шестеричное деление причин — начиная с действующей и завершая ретрибутивной.

«Абхидхарма-махавибхаша», или сокращенно «Махавибхаша» («Великое обсуждение»), — свободный коммент. к «Джняна-прастхане», также приписываемый Катьяянипутре (текст датируется I—II вв. н.э.), состоит из пяти разделов, к-рые, в свою очередь, делятся на главы и параграфы. Именно от названия этого текста происходит и обозначение «ортодоксальной» сарвастивады — в качестве вайбхашики. Текст составлен в типичной для А.т. катехизисной, вопросо-ответной форме, к-рая и позволяет представить разнообразие мнений в среде сарвастивадинских учителей (Дхармоттара, Васумитра, Гхошака, Буддадэва) и разногласия сарвастивадинов с др. школами, будучи во многих случаях осн. источником наших знаний о них. Эти разномнения завершаются в каждом случае экспликацией общей позиции сарвастивадинских школ или отдельных наиболее авторитетных философов, чаще всего Васумитры. Среди классификаций, представленных в этой «коллективной монографии» сарвастивадинов, своеобразием отличается анализ предметов практич. значимости, к которым относятся пять видов уз (бандха), охватывающих 30 разновидностей загрязнений (клеши), благое и неблагое поведение в связи с «проявленными» и «непроявленными» действиями, а также четыре разновидности кармы — черно-черная, черно-белая, бело-черная и бело-белая. Первая, худшая, — карма тех, кто предан «собачьему» или «бычьему» образу жизни. Приводятся примеры кармич. результатов, большинство из к-рых иллюстрируют дурные последствия причинения вреда животным. «Махавибхаша» свидетельствует о том, что мнения различных школ разделились в связи с вопросом, какое из «великих злодеяний» — убийство матери, отца, совершенного существа, причинение вреда Будде или раскол в общине — наихудшее. Согласно мнению нек-рых, хуже всего перечисленного преступный ментальный акт.

Самым древним из А.т. нек-рые буддологи считают «Шарипутра-абхидхармашастру», к-рая, скорее всего, принадлежала школе дхармагуптака. Текст состоит из четырех частей, условно названных «С вопросами», «Без вопросов», «Соединенное и включенное» и «Источник». В первой рассматриваются нормативная троичная классификация дхарм (в последовательности: аятаны, дхату, скандхи), Четыре благородные истины о страдании, способности (начиная со способности видеть и завершая способностью обладать совершенным знанием), шесть условий просветления, три дурных и три благих «корня», структура четырех материальных элементов («внутренняя» земля, «внешняя» земля и т.д.), тема благочестивого мирянина (образец — сам Будда Шакьямуни).

А.т. далеко не исчерпываются описанными трактатами. К «неканоническим» тхеравадинским А.т. относятся «Патисамбхидамагга» (фактически расширение «Вибханги»), «Маханиддеса» и «Чулланиддеса» — коммент. к отдельным стихам древней «Сутта-нипаты», «Петакопадеса» («Наставление [в истолковании] канонических текстов») — экзегетич. руководство тхеравадинских абхидхармистов, а также «Нетти-ппакарана» — трактат по самой методологии экзегезы. Два сарвастивадинских трактата — «Абхидхарма-хридая» («Абхидхарма-сара») и «Абхидхарма-амрита», составленные философами Дхармашри и Гхошакой уже в раннекушанскую эпоху, можно рассматривать как попытки схоластич. резюмирования абхидхармич. традиции. Наконец, логич. завершением традиции А.т. следует считать «Абхидхармакошу» Васубандху и «Абхидхарма-самуччаю» («Выжимки из Абхидхармы») Асанги.

В итоге можно говорить об очень разветвленной лит-ре абхидхармистов двух осн. школ традиц. буддизма. Абхидхармисты стхавиравады (тхеравады) были преимущественно авторами учебных текстов, жанровый диапазон к-рых варьировал от развернутых трактатов по «религ. психологии» до сборников упражнений для «студентов» и, возможно, «аспирантов». Абхидхармисты сарвастивады решали в своих трактатах и филос, исследовательские задачи. Примером этого могут служить новые концепции реальности дхарм трех времен, причинности или «высших дхарм».


Лит.: Рудой В.И. К реконструкции матрик (числовых списков Абхи- дхармы) // История и культура Центральной Азии. М., 1983; ElPh. Vol. 7. Abhidharma Buddhism to 150 A.D. / Ed. by K.H. Potter, R.E. Buswell, P.S. Jaini, N.R. Reat. D., 1996; Шохин В.К. Школы индийской фи- лософии. Период формирования (IV в. до н.э. — II в. н.э.). М., 2004.

В.К Шохин

В Китае многие положения учения абхидхармы (кит. апитань) получили дальнейшую разработку в школах шэлунь-цзун, фасян-цзун и др. Крупнейший представитель школы саньлунь-цзун («школа трех шастр») Цзи-цзан (549-623) в соч. «Сань лунь сюань и» («Сокровенный смысл трех шастр») называет следующие А.т., известные в Китае к VII в.: 1) «Фасян питань» («Абхидхарма свойств дхарм»), 2) «Шэлифу апитань» («Абхидхарма Шарипутры») в 20 цз., 3) «Ба цзяньду» («Аштагрантха») в 20 цз., 4) «Да пипоша лунь» («Махавибхаша-шастра») в 100 цз., 5) «Апитань синь лунь» («Абхидхарма-хридая-шастра») в 4цз., 6)«Цза апитань синь лунь» («Составная Абхидхарма-хридая-шастра»).


Лит.: Цзи-цзан. Сань лунь сюань и (Сокровенный смысл трех шастр) // ТСД. Т. 45, № 1852.

М.В. Анашина

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика