«Абхидхармакоша»

«Абхидхармакоша» (санскр. Abhidharmakosa; «Сокровищница Абхидхармы», тиб. «Чой нгонпа дзо», кит. «Апидамо цзюйшэ лунь», сокр. «Цзюйшэ лунь», яп. «Абидацумакуся-рон», сокр. «Куся-рон») — соч. Васубандху, представляющее собой своеобразную полемич. антологию, в к-рой суммируются позиции разных школ (как буддийских, так и брахманистских), развернутые в «Великом комментарии» («Махавибхаша») школы сарвастивада (см. Абхидхармы тексты). «А.» дошла до нас на языке оригинала (санскрите) и в переводах на кит., тиб., яп. и др. языки. Содержит 613 стихов, сопровождаемых прозаич. автокомментарием «Абхидхармакоша-бхашья» в девяти разделах. Разд. 1 открывается двойственным определением абхидхармы, к-рая в абсолютном смысле есть «чистая мудрость» (праджня) с сопровождающими ее дхармами, а в относительном — всякая «дисциплинированная» (достигаемая через ступени духовной практики) мудрость, а также тексты (шастры), к-рые позволяют обрести мудрость высшего порядка (1.2). Он посвящен классификации, можно сказать даже каталогизации, точечно-динамич. «атомов» существования — дхарм — по модели 18 дхату («элементы»): 6 познавательных способностей (помимо 5 органов чувств также ум-манас) + 6 их предметных сфер + 6 соответствующих им «сознаний». Но здесь же приведены более «экономные» классификации: 5 групп-скандх («слои» телесности, ощущений, представлений, установок-санскар и сознания) и 12 аятан (все компоненты дхату за вычетом 6 «сознаний»). В разд. 2 рассматриваются способности чувств (индрии), ментальные феномены (чайтта), ментальные абстракции и различные виды причинно-следственных связей. Разд. 3 посвящен космографии, мировым регионам (лока), населяющим их живым существам и их судьбам; мир происходит не из какого-то одного источника, но из комбинации карм миллиардов живых существ. Поэтому разд. 4 посвящен действиям {карма), многообразию их благих и дурных разновидностей и их «плодам». Аффектам и их «следам» (анушая) посвящен разд. 5. В разд. 6 описываются люди, к-рые преодолевают свои негативные, разрушительные навыки, а затем одерживают над ними решающую победу. Разд. 7 отведен разновидностям познания, их особенностям и результатам, а также благородству характера как следствию «правильного» мышления. В разд. 8 классифицируются разновидности медитативной сосредоточенности (самапатти) и медитативные упражнения. Разд. 9 (к-рый мог, по мнению нек-рых исследователей, составлять и отдельный трактат) посвящен опровержению учения буд. «еретиков» пудгалавады, вводивших наряду со скандхами квазиперсону (см. Пудгала). Здесь Васубандху следует не только сарвастиваде, но и тхераваде.

Критике подвергаются отдельные положения вайшешики, санкхьи, общебрахманистской теистич. доктрины (ишваравада), но более всего достается классич. вайбхашике, что вполне позволяет понять страстное желание «реванша» со стороны вайбхашика Сангхабхадры, равно как и благоразумие Васубандху, отказавшегося от диспута. Васубандху опровергает ее положение о том, что скандхи именно как «агрегаты» суть реальные начала (он видит в них по причине их «агрегатности» лишь номинальные сущности, допущение реальности к-рых предпочтительнее только при условии допущения идеи «я»); встает на сторону саутрантики, отвергающей реальное существование органа зрения, зримого объекта, самого зрения и зрящего (все перечисленное — только «метафоры») и допускающей лишь взаимодействие здесь причинно-следственных факторов; сам отвергает представление вайбхашиков о том, что органы чувств могут сохранять психофизич. организацию (на это способны лишь сознания соответствующих чувств). Наконец, он подробнейшим образом полемизирует с осн. «догматом» всех сарвастивадинов — о реальном существовании дхарм не только настоящего, но также прошедшего и будущего времени. Васубандху перечисляет осн. мнения сарвастивадинов по данному вопросу: 1) позиция Дхарматраты: способы существования дхармы меняются, но не она сама (как из золотой вазы можно сделать разные предметы, но ее золотой цвет при этом не исчезает); 2) позиция Гхошаки: когда дхарма уходит в прошлое, она становится прошедшим событием, но ее связь с будущими и настоящими дхармами не устраняется (как человек, привязанный к одной женщине, не становится вследствие этого безразличным к другим); 3) позиция Васумитры: дхармы трех времен различаются по своему положению, но не по природе (как костяшка на счетах в одной позиции означает единицу, а в другой 10); 4) позиция Буддадэвы: три времени лишь соотносительны (как одна и та же женщина может быть и дочерью и матерью). Поскольку «Махавибхаша» считает только третью из этих позиций убедительной, Васубандху сосредоточивает свою критику на ней. Он прежде всего спрашивает вайбхашика, почему мы в обычной речи называем прошлое «прошлым», а будущее «будущим», если они существуют реально. Вайбхашик отвечает, что так обозначается различие лишь в способности дхарм осуществлять свои функции (если дхарма их не осуществляет, она относится к будущему, а если уже осуществила, то к прошедшему). В ответ Васубандху вопрошает: почему, если дхарма существует всегда, она осуществляет свои функции не всегда, а если мы признаем, что прекращается функция, что нам мешает признать, что исчезла и сама дхарма! В ответ на повторение вайбхашиком предыдущего тезиса Васубандху снова вопрошает: если все дхармы существуют, как они могут еще не возникнуть или уже быть «отработаны»? Отвечая на ссылку вайбхашика на соответствующую сутру, Васубандху предлагает считать, что дхармы прошедшего времени и будущего не существуют таким же образом, как существуют дхармы настоящего времени. Вайбхашика это не смущает, т.к. он признает различие в способах их существования. Васубандху предлагает согласиться на том, что прошлые действия осуществили такие свои функции, результаты к-рых сохраняются и в настоящем (к тому же есть и другая сутра, в к-рой ясно утверждается, что зрение появившееся появляется из ничего, а зрение прекращающееся исчезает). И далее он пытается опровергнуть тот тезис оппонента, согласно к-рому объекты прошедшего и будущего, способные стать объектами мысли, должны поэтому считаться и реальными. На решающее же («сотериологическое») возражение вайбхашика, будто если дхармы прошедшие и будущие не существуют, то никто не может быть связан прошедшими и будущими «загрязнениями сознания», Васубандху отвечает, что прошлым «загрязнением» связываются лишь вследствие наличия его следов в сознании, а будущим — вследствие наличия таких следов, к-рые содействуют возникновению будущего «загрязнения» (V.25-31).

В качестве энциклопедич. трактата «А.» стал едва ли не основным, «базовым» учебником в буд. ун-тах Индии, прежде всего в Наланде. В среде тиб. буд. ученых до сих пор принято уделять ему от 5 до 8 лет перед изучением текстов мадхьямаки и йогачары. Текст сохраняет все свое значение и для кит., и для яп. ученых-буддистов.


Соч.: Васубандху. Абхидхармакоша. Гл. 1 и 2 / Близкий к тексту пер. с тиб. на рус. яз., подготовка тиб. текста, примечаний и таблиц Б.В. Семичова и М.Г. Брянского. Улан-Удэ, 1980; он же. Абхидхар- макоша. Гл. 3 / Близкий к тексту пер. с тиб. на рус. яз., подготовка тиб. текста, примечаний и таблиц Б.В. Семичова и М.Г. Брянского. Улан-Удэ, 1980; он же. Абхидхармакоша. Гл. 4 / Близкий к тексту пер. с тиб. на рус. яз. Б.В. Семичова, предисл., введ., редакция пере- вода, сверка и подготовка тиб. текста, примечаний и таблиц М.Г. Брянского. Улан-Удэ, 1988; он же. Энциклопедия Абхидхармы, или Абхидхармакоша. Разд. 1. Дхатунирдеша, или Учение о классах элементов. Разд. 2. Индриянирдеша, или Учение о факторах домини- рования в психике / Изд. подгот. В.И. Рудой, Е.П. Островская. М., 1998; он же. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). Разд. 3. Учение о мире / Пер. с санскр., введ., коммент. и историко-филос. исслед. Е.П.Островской и В.И. Рудого. СПб., 1994; он же. Учение о карме / Предисл., пер. с санскр. и коммент. Е.П. Островской и В.И. Рудого. СПб., 2000; он же. Энциклопедия Абхидхармы (Абхи- дхармакоша). Т. 3. Разд. 5. Анушая-нирдеша, или Учение об аффектах; Разд. 4. Арья-пудгала-нирдеша, или Учение о пути Благородной лич- ности / Составление, пер. с санскр., комментарии, исслед. Е.П. Остров- ской и В.И. Рудого. СПб., 2006.
Лит.: Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991; Mejor M. Vasubandhu's Abhidharmakosa and the Commentaries Preserved in the Tanjur. Stuttgart, 1991.
См. также лит. к ст. Васубандху.

В.К. Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика