Абхиння

Абхиння (пали abhinnä), абхиджня (санскр. abhijnä) — 1) непосредственное постижение дхарм, т.е. реальности «как она есть» (ятхабхутам), как необходимый элемент практики благородного Восьмеричного пути — напр., в «Сутта-нипате» (45.159) (см. Типитака); 2) три или шесть разновидностей «высших знаний», или сверхчувственных способностей, являющихся результатом занятий определенными видами медитации (см. Випашьяна; Шаматха), встречается во мн. текстах Палийского канона:

а) магич. способности (иддхи), среди к-рых способность умножать свои формы, проходить через препятствия (стены и горы), будто они состоят из воздуха, передвигаться в земле, будто находишься в воде; идти по воде как по земле, перелетать реки по воздуху словно птица, касаться рукой солнца и луны и т.п.;

б) «божественное ухо» (пали дибба-сота) — способность слышать все звуки во всех мирах;

в) «знание ума другого» (пали чето-пария-няна) — часто интерпретируется как «чтение мыслей другого человека» (телепатия), что неверно, поскольку буддисты не считают это необходимым. Имеется в виду общая оценка ментального состояния других существ: буд. адепт знает «жадный ум как жадный, а нежадный как нежадный, ненавидящий ум как ненавидящий, а нененавидящий как нененавидящий...»;

г) «божественное око» (пали дибба-чаккху) — способность видеть рождение и разрушение живых существ в соответствии с их делами (карма), когда за проступки перерождаются в низших мирах, а за добрые дела — в высших;

д) «припоминание прошлых существований», или ретрокогниция (пуббе-ниваса- ануссати): «Случается так, о монахи, что какой-нибудь шраман или брахман своим усердием, своими усилиями, прилежанием, неустанностью и правильным вниманием добивается такой сосредоточенности сознания, что благодаря его силе, чистоте, упорядоченности, незапятнанности он вспоминает о своих различных состояниях в прошлой жизни: за одно рождение, два рождения, три рождения, четыре, пять, десять, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, сто, тысячу, сто тысяч, многие тысячи, тысячи и сотни тысяч: „В то время я носил такое-то имя, у меня была такая-то готра (семейный клан), такая-то варна, такое-то питание, я испытывал такие-то удовольствия и такие-то страдания и достиг такого-то возраста. И тогда я прекратил то существование и начал другое"»;

е) «уничтожение всех препятствий» (пали асава-ккхъяя) — пресечение «омрачений» сознания — асав и клеш.

Первые 5 разновидностей А. считаются результатами культивирования концентрации внимания (практика дхьян). В них нет ничего религиозного, ни даже буддийского, не случайно их называют локия — «мирскими». Высшие знания и магич. силы без знания буд. Дхармы не гарантируют освобождения (нирвана). Более того, считается, что именно они представляют наибольшую опасность для медитирующего: власть над своим телом, пространством, временем, прошлым, настоящим и будущим сладка и заманчива, но если поддаться ее соблазнам, то губительная привязанность (упадана) к миру неизмеримо возрастает. Поэтому в буддизме культивирование магич. способностей строго осуждается. Их использование допускается лишь для уничтожения омрачений, что и составляет 6-ю, самую «буддийскую» разновидность А. Она связывается с практикой инсайта (випашъяна) — прозрения буд. учения и достижения архатства (см. Архат), поэтому ее определяют как «потусторонюю» (локоттара). Подробное описание А. содержит «Висуд- дхимагга» Буддхагхосы (разд. ХП-ХШ).


См. лит. к ст. Медитация.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика