«Абхисамая-аланкара»

«Абхисамая-аланкара», полн. назв. «Абхисамая-аланкара-нама-праджняпарамитопадеша-шастра» (санскр. Abhisamayälamkära-näma-prajnä-päramitopadesa-sästra, тиб. «Шерапкьи паролту чинпе менгакги тенчой нгонпар токпе гьен», «Трактат, показывающий совершенство понимания, под названием „Украшение из постижений"») — филос. текст, традиционно приписываемый бодхисаттве Майтрее, в к-ром дается подробная схема пути, ведущего к достижению пробуждения. Составителем считается Асанга, по времени жизни к-рого (IV-V вв.) этот трактат и датируется. «А.» имеет стихотворную форму и относится к школе йогачары сватантрика-мадхьямака.

Традиция считает «А.» главным текстом о пути махаяны (см. Панча-марга — даша-бхуми): он изучался и до сих пор изучается во всех буд. школах. Считается, что праджняпарамиты сутры, ознаменовавшие появление махаяны, имеют два смысла: явный — мудрость постижения пустоты (описанный Нагарджуной), и скрытый — объяснение Пути преображения сознания; именно последний и раскрывается в «А.». Подобно тому как «Муламадхьямака-карика» Нагарджуны признается ключевым текстом «глубокой мудрости» (праджня), «А.» считается главным текстом «широкого метода» (упая\ см. Праджня — упая). Поэтому, согласно традиции, вся махаянская линия передачи мудрости ведется через Манджушри и Нагарджуну, а линия метода — через Майтрею и Асангу. К этому тексту существует 21 комментарий на санскрите и множество тибетских. Наилучшими комментаторами «А.» традиционно считаются Вимуктисена (VI в.), к-рый сопоставляет этот текст с «Панчавимшати-праджняпарамита-сутрой», и Харибхадра (VIII в.), к-рый сравнивает «А.» с «Аштасахасрика-праджняпарамита-сутрой». Среди тиб. комментариев к трактату выделяются комментарии Цонкапы и его учеников.

Трактат имеет трехчастную структуру. Вначале, во «Введении», выражается почтение совершенству понимания в виде трех видов всезнания, принадлежащих трем категориям адептов: 1) слушатели (шравака) и «пробужденные-для-себя» (пратьекабудда) с помощью знания всего реального достигают нирваны; 2) бодхисаттвы с помощью знания путей достигают осуществления пользы существ; 3) а пробужденные (будды) с помощью знания всех аспектов обретают способность излагать учение. Путь достижения пробуждения описывается в «А.» с помощью 8 главных категорий (падартха), к-рые детально излагаются в главной части трактата, в соответствующих 8 главах. В последней главе описывается достигаемый с помощью описанной практики результат — «тело Дхармы» (дхармакая; см. Трикая). Завершается трактат «Заключением».


Изд.: Abhisamayälamkära-näma-prajnä-päramitopadesa-sästra. The Work of Bodhisattva Maitreya / Ed. by Th. Stcherbatsky, E. Obermiller, E. Fasciculus / 1 . Introduction, Sanskrit Text and Tibetan Translation // Bibliotheca Buddhica. XXIII. JL, 1929; Obermiller E. The Sublime Science of the Great Vehicle to Salvation, Being a Manual of the Buddhist Monism. The Work of the Ärya Maitreya with a Commentary by Äryäsanga/ Transi, from the Tibetan with Introduction and Notes // Acta Orientalia. 1931. Vol.9. Pt2-3; ObermillerE. The Doctrine of Prajnäpäramitä as Exposed in the Abhisamayälamkära of Maitreya // Acta Orientalia. 1933. Vol. 11 ; id. Analysis of the Abhisamayälamkära. Fase. I, II / Transi, by E. Obermiller. L., 1933, 1936; ConzeE. Abhisamayälamkära. Rome, 1954 (Ser. Orientale Roma, VI); Abhisamayälamkära with Vrtti and Älokä. Vrtti by Ärya Vimuktisena, Älokä by Haribhadra / Engl. transi, by G. Sparham. Vol. 1: First Abhisamaya. Fremont, 2006; Обермиллер Е.Е. Учение о праджняпарамите в изложении «Абхисамая-аламкары» Майтреи. СПб., 2009; Украшение из постижений (Abhisamayälamkära): Гл. I—III. Изучение пути махаяны в Гоман-дацане тибетского монастыря Дрэпун / Пер. с тиб., предисл., введение и коммент. Р.Н. Крапивиной. СПб., 2010.
Лит.: NaughtonA.T. Classic Mahäyäna Soteriology / An Annotated Translation of Ch. 1-7 of Haribhadra's Short Commentary on the Abhisamayälamkära, Known as Sphunärtha // Reprinted from Annual Memories of the Otani University Shin Buddhist Comprehensive Research Institute. Vol. 9. [S.I.], 1991; The Ornament of Clear Realization. A Commentary on the Prajnäpäramitä of Maitreya by the Venerable Khabje Khenchen Trangu Rinpoche / Oral transi, by Ken and Katia Holmes. Final transi, by Dr. Cornelia Weishaar-Gunter. Auckland, 2004.

По материалам H.B. Хомутинниковой

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика