Адхарма

Адхарма (санскр. adharma), адхамма (пали adhamma) — «не-дхарма». Один из осн. терминов инд. традиции, означающих отсутствие блага и добродетели, зло; отрицание, противоположность Дхармы. Среди ранних прецедентов употребления соответствующего понятия можно выделить «Чхандогья-упанишаду» (VII.2.1), где А. наряду с дхармой названа в числе предметов человеческого познания, и «Катха-упанишаду» (1.2.14), где юный и мудрый брахман Начикетас просит бога смерти Яму открыть ему то, что лежит за пределами созданного и несозданного, прошлого и будущего, А. и дхармы. В буд. текстах А. — устойчивая оппозиция дхаммы: если дхамма позволяет обрести хорошее будущее рождение, то А. обеспечивает ад (Тхерагатха 304 и др.). Страсть, характеризуемая в качестве А., равнозначна беззаконному желанию (ср. Дигха-никая Ш.7, 71). В Палийском каноне специальное наставление на эту тему «Адхамма-сутта» (включающая реально три сутты) содержит перечисление и характеристику 10 видов А.: неправильные взгляды, мышление, речь, действия, образ жизни, усилия, внимание, сосредоточение, знание, освобождение (к-рое, оказывается, тоже может быть неправильным). Дхамма определяется как противоположное этому. В индуистских филос. системах А. понимается как такое предрасположение менталитета, к-рое обеспечивает дурное будущее рождение. Как и дхарма, А. является одним из природных качеств индивида. Если по нъяя-вайшешике она — свойство самого Атмана, то по санкхъе — свойство «внутреннего органа» (антахкарана), точнее — интеллекта-буддхи (Санкхья- карика ст. 23). Поэтому поведение зависит в определенном смысле от того, какая диспозиция в сознании индивида сама по себе возьмет верх — добродетельная или недобродетельная. Согласно найяикам, А., как и дхарма, является следствием «активности» (правритти), к-рая, в свою очередь, обусловливает сансару. По «Ньяя-саре» Бхасарваджни страдание (в тексте: «то, что следует устранить») имеет три причины: незнание, стремление к объектам и А. наряду с дхармой (111.40).


См. лит. к ст. Дхарма.

В.К. Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика