Ади-будда

Ади-будда (санскр. Ädi-buddha — Первоначальный/Изначальный будда, тиб. Токме Сангье, кит. Ати-фото, Бэнь-чу-фо). В буд. мифологии поздней махаяны и ваджраяны персонификация сущности всех будд и бодхисаттв. В терминах доктрины «трех тел» будды (трикая) А. рассматривается как дхарма-кая. Из А. эманируют другие будды и бодхисаттвы в особой последовательности (прежде всего будды самбхога-каи). Время и место возникновения концепции А. неизвестны. Попытки видеть в А. аналогию образа бога монотеистич. религий не вполне удовлетворительны. В буддизме А. считается не создателем вселенной, а символом духовного единства безначально существующего бытия; стремление осознать и описать образ А. обнаруживается уже на ранних стадиях развития буддизма. Слово А. встречается впервые не позднее VII в. в «Манджушри-нама-сангити», но только в X-XI вв., в связи с распространением доктрины калачакры («колеса времени»), концепция А. получила широкое распространение в Индии. До сегодняшнего дня А. почитается в Непале и странах Центр, и Вост. Азии. В Тибете в качестве А. выступали Самантабхадра (в школе ньингма) и Ваджрадхара (в поздних школах), в Китае и Японии — Вайрочана (или Махавайрочана).


Лит.: Encyclopaedia of Buddhism. [Colombo], 1963. Vol.1. Fase. 2; GuentherH.V. The Tantric View of Life. Berk.-L., 1972

Л.Э. Мяллъ

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика