Ахимса

Ахимса, вар. ахинса (санскр. ahirhsa, «невреждение») — избежание убийства и причинения вреда действием, словом и мыслью всем живым существам; основополагающая, первая добродетель всех систем инд. аретологии и первая ступень этич. тренинга осн. автохтонных религий Индии. А. семантически наиболее близки такие понятия, как каруна (сострадание) и майтри (дружелюбие).

Первое из наиболее известных упоминаний об А. содержится в «Чхандогья-упанишаде» (III. 17.4), где она входит в число пяти добродетелей (наряду с подвижничеством, щедростью, честностью и правдивостью), моделирующих традиц. понятие приношения даров жрецам. Однако инициаторами возведения А. на пьедестал центр, добродетели стали не брахманисты, но, напротив, их оппоненты — «диссидентствующие» философы шраманского периода (сер. I тыс. до н.э.), подвергшие сомнению эффективность ведийского ритуала, руководствуясь рацио- нальными критериями, одним из к-рых была несовместимость жертвоприношений (многие из к-рых требовали заклания животных) с принципом А. Один из философов той эпохи — Пакудха Каччаяна уже избегает употребления кипяченой воды из боязни причинить вред микроорганизмам, а адживикизм — влиятельнейшее направление той эпохи — даже разработал целую иерархию людей, распределяемых по аурам, в к-рой последнее место заняли «черные» — охотники, мясники и пр., участвующие в убийстве животных (Ангуттара-никая Ш.383-384). О том, что уже в эту эпоху велись дебаты на предмет совместимости благочестия и А., свидетельствуют мифологич. предания «Махабхараты» о мудрецах древности, один из к-рых, основатель санкхъи Капила, порицает Веды за то, что они санкционируют заклание жертвенных животных, а его противник Сьюмарашми отстаивает традиционалистский тезис о приоритете обрядовых предписаний в решении подобных конфликтных проблем (ХП.260-262). К III в. до н.э. концепция А. становится настолько популярной, что царь Ашока, предпринявший первую и единственную попытку идеологич. унификации инд. культуры, посвящает ей первые два наскальных эдикта (ср. также эдикты IV, XI, XIII и колонные эдикты II, V, VII), где изложено его понимание приемлемой для всех «конфессий» Дхармы.

У буддистов А.— первое предписание в системе нравственно-поведенческого тренинга (см. Шила). В этом качестве она фигурирует в Виная-питаке (1.83), Ангуттара-никае (Ш.203) и ряде др. текстов. Включается она и в систему Восьмеричного пути (в рубрике «правильный образ жизни»). Авторитетнейшая «Брахма-джала-сутта» среди преимуществ Будды перед мн. учителями его времени отмечает бережливое отношение как к животным, так и к растениям (Дигха-никая 1.10-11). Вместе с тем сам Будда понимал А., в отличие от основателя джайнизма Махавиры, более по духу, чем по букве, и в конце жизненного пути счел даже возможным нарушить свое вегетарианство из уважения к приготовившему для него мясное блюдо мирянину. В буд. филос. школах предпринимались попытки уточнить соотношение А. с др., близкими к ней понятиями «практич. философии». Виджнянавадин Стхи-рамати (V-VI вв.) рассматривал сострадание в качестве той ментальной установки, посредством к-рой А. реализуется и практикуется, а его младший современник — мадхьямик Дхармапала отождествлял А. с безгневием (адвеша). Полемизируя с ними, сарвастивадины-вайбхашики утверждали, что под А. следует понимать прежде всего некую самостоятельную, вполне отличную от других, ментальную силу, к-рая актуализируется через «невреждение» на практике. Потому А., будучи близкой и к состраданию, и к безгневию, все же отличима от них. Онтологич. основание А. буд. мыслители, напр. Ашвагхоша, видели в осознании «родства» человека со всеми др. существами (Буддачарита V.4-13), а «золотое правило» осмыслялось ими через силлогизм: для человека дороже всего он сам; так же обстоит дело и со всеми другими; следовательно, человек, для к-рого он сам дороже всего, не должен причинять вред другим (ср. Удана V.1). Силлогизм этот, правда, в известной мере уязвим: требуется еще доказать (с формальной т.зр.), что человек должен относиться к чужому «достоянию» так же, как к собственному.

Под влиянием джайнизма и буддизма А. становится приоритетной добродетелью и в дидактич. индуистских текстах. В реформированном виде идеал А. получил признание и в новой инд. мысли, прежде всего в гандизме, где понятие А. соединяется с понятием сатьяграха — «твердость в истине», расширяется до гуманизма как такового и получает развитие в концепции национально-освободительного движения. К различным аспектам этого понятия обращаются и мыслители, озабоченные экологич. проблемами.


Лит.: Schmidt Н.P. The Origin of Ahimsä // Mélanges d'indianisme à la mémoire de L. Renou. P., 1968. P. 625-655; WalliK. The Conception of Ahimsä in Indian Thought according to the Sanskrit Sources. Varanasi, 1974; Thätinen U. Ahimsä: Non-Violence in the Indian Tradition. L., 1976; Altman N. Ahimsä: Dynamic Compassion. Wheaton, 1980; SperaJ. Notes on Ahimsä. Turin, 1982.

B.K. Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика