Акушала

Акушала (санскр. akusala), акусала (пали akusala) — в буддизме категория сотериологически недейственного или действенного неблагоприятным образом, противопоставляемая категории действенного благоприятным образом (см. Кушала). В буддологич. лит-ре эта оппозиция часто передается терминами «неискусное-искусное». Поскольку в буддизме корень зла связывается прежде всего с сознанием, А. включает в себя не столько сами поступки (действием, словом и мыслью), сколько намерения (четана) и ментальные явления (четасика дхамма), к-рые сопровождаются состояниями психики, называемыми «тремя корнями действенного неблагоприятным образом» (три-акушала-мула): похотью (лобха), ненавистью (доса) и ослеплением (моха). Все эти кармически неблагоприятные факторы способствуют перерождению в низком состоянии.

В.Г. Лысенко

В палийских текстах Акушала — характеристика недобродетельных действий, предполагающих негативные последствия, противоположность кушалы. Ближайшие синонимы — зло (папа) и не-добродетель (адхарма). А. укоренена в алчности, ненависти и «ослеплении». Согласно одной классификации Ангуттараникаи (111.40) дифференцируются три А., совершаемых действием (убийство, воровство, незаконная чувственность), и три А., совершаемых мыслью (жадность, недоброжелательность, ложные взгляды). В специальной сутте «Акусала-дхамма-сутта» А. — восемь противоположностей Восьмеричного пути: ложные взгляды, ложные намерения, ложная речь, ложный образ жизни, ложные действия, ложное внимание, ложная медитация, ложное сосредоточение (Самъюттаникая V.18). В «Акусала-мула-сутте» из Ангуттара-никаи эксплицируются указанные три «корня» А. (1.201-203). В значении «неискусность» А. — неискусная речь того, кто говорит несвоевременно, не по предмету, несправедливо или поощряя нарушение дисциплины. Последствия подобной речи — плохое следующее перевоплощение. В первом трактате Абхидхамма-питаки «Дхаммасангани» (1.1) в качестве А. характеризуются 12 состояний сознания, а также «сопровождающие» ментальные состояния. Детально формы и проявления А. (и соответственно их противоположности) анализируются у Буддагхосы (Висуддхимагга 452—454). В целом вся буд. моральная дисциплина (шила) рассматривается как «искоренение» трех «корней» А., после к-рого устраняется соответствующее им сознание (акусала-читта), а затем и действия как следствия данного сознания (акусала-камма). Порочность имеет, однако, и определенного рода «объективный» статус: проповедь Будды осмысляется как способ избежания «нездоровых» элементов существования (акусала-дхамма) и культивирование «здоровых» — противоположных им.

Лит.: JayatillekeK.N. Buddhist Conception of Evil // Mahabodhi. Colombo, 1970. Vol. 78. P. 82-88.

B.K. Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика