Аламбана

Аламбана (санскр. älambana, пали ärammana, «опора», «поддержка», «фундамент», «основание») — в школах абхидхармы технич. термин, обозначающий опору познания. Объектная сфера (вишая или гочара) деятельности индрий (чувственных способностей), к-рая «схватывается» в настоящий момент с помощью соответствующей чувственной распознающей способности (виджняна) и др. ментальных факторов (чайтта), и есть А. Если вишая — это чувственный образ внешнего объекта, то А. — это предмет, на к-рый направлено распознавание (виджняна). Васубандху подчеркивает, что А. зависит от вишаи, и трактует ее как одно из условий (пратьяя) познавательного процесса — аламбана-пратъяя (см. Хету — пратьяя). Для него А. — это конкретный объект, на к-рый опирается виджняна, в отличие от общей сферы предметной деятельности (вишая) той или иной чувственной способности (индрия) (Абхидхармакоша 1.29). Дигнага в «Аламбана- парикше» формулирует два критерия, к-рым должна соответствовать А. как опора восприятия: 1) она должна обладать каузальной потенцией, т.е. способностью одним своим присутствием вызывать собственное познание, поскольку восприятие возникает лишь в отношении наличного объекта (тем самым соблюдается обще-инд. принцип положительного и отрицательного сопутствия: есть объект А, есть и восприятие А, нет объекта А9 нет и восприятия А); 2) опора должна соответствовать образу, к-рый она вызывает в сознании (принцип сарупья — конгруэнтности познавательного образа и отражаемого в нем объекта, выдвигаемый в школе саутрантика). В результате критики реалистич. буд. школ (вайбхашики и саутрантики) Дигнага приходит к выводу, что А. создается не внешним объектом, а самим сознанием. В исследовательской лит-ре проблемам А. посвящена статья А. Уордера, к-рый отмечает, что А. — это внутренний объект сознания, к-рый возникает как следствие ментального образа {витая), отражающего реально существующий объект (васту) (Warder 1975, р. 361). В.И. Рудой определяет А. как «ментальную генерализацию сенсорных данных» (Рудой 1983, с. 130), «интеллектуальный, генерализованный объект», то, что «в принципе подлежит осознаванию... и имеет свойство обусловливать сознание как его объект» (там же, с. 422).


Лит.: Warder АХ. Objects // JlPh. 1975. Vol. 3; Рудой В.И. К методологии интерпетации буддийских философских текстов. Актуальные проблемы философской и общественной мысли Зарубежного Востока // Материалы Первого Всесоюзного координационного совещания. 1983. С. 169-176; Васубандху. Абхидхармакоша. Дхатунирдеша, Индриянирдеша / Изд. подгот. В.И. Рудой, Е.П. Островская. М., 1998.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика