Амидаизм

Амидаизм — установившееся в зап. культуре и России название распространенного религ. направления в дальневосточном буддизме махаяны. Название произошло от яп. имени Амида (санскр. Амитабха, кит. Амито-фо) — главного будды всех национальных форм и культовых, идеологии, ответвлений этого конфессионального течения. Он является центр, фигурой и гл. персонажем трех канонических текстов (сутр), созданных в Индии на санскрите в I-IV вв. Они повествуют о небесной стране счастья (Сукхавати, аналог рая монотеистических религий), куда возносятся после смерти ревностные поклонники Амиды, навсегда избавленные от круговорота рождений в мирах страдания. Согласно мифич. космологии инд. буддизма, Амитабха есть светоч зап. стороны вселенной, где располагается Чистая земля — место обетованное для всех высоконравственных и истово любящих будду Запада, для всех получивших толику помощи от его безмерной силы милосердия и сострадания.

Переведенные на кит. язык, эти сутры стали догматич. основой школы Чистой земли (кит. цзинту-цзун), формирование к-рой началось с деятельности Хуй-юаня (334-416). В трудах последнего были не только опосредованы инд. идеи и принципы религ. жизни реалиями кит. культуры, но и необычайно возвеличены заслуги и достоинства монахов — адептов культа Амитабхи. Этих монахов предлагалось почитать так же, как императора Китая. Росту своей популярности ранний А. особенно обязан образу бодхисаттвы (просветленного существа) Авалокитешвары (кит. Гуань-инь) — идеала деятельного сострадания, отвечающего самым разнообразным чаяниям простых верующих, к-рого китайцы стали отождествлять с богиней чадолюбия и родовспоможения.

Культ будды Запада проник в Японию из Китая в VIII в. G IX в. он получил развитие в школе тэндай-сю. В ней учили постоянно твердить мантру (сокровенное речение): «Слава будде Амиде!» (яп. «Наму Амида буцу»), помогающую следовать самым легким путем освобождения, открыть в верующем «природу будды». Обещается, что этим путем уже в следующем рождении можно достичь страны счастья при помощи спасительной силы Амиды, в роли к-рой часто выступает Авалокитешвара (яп. Каннон). Японцы считают, что первым учителем А. был основоположник махаяны Нагарджуна (И-Ш вв.), одна из глав комментария к-рого к сутре «Десяти стадий духовного роста» («Дашабхумика-вибхаша») называется «Легкая практика» и содержит этические, теоретич., вероисповедальные и пр. постулаты этого религ. направления. Простота культа и догматики, отказ от целибата монашества (см. Аскетизм и монашество) и активная мифологизация образа Амиды сделали А. популярным среди населения Японии. В ХП-ХШ вв. появились четыре уже собственно амидаистские школы (юдзу-нэмбуцу-сю, дзёдосю, дзёдосин-сю, дзи-сю), действующие до сего дня. Ныне в Японии насчитывается ок. 20 млн. приверженцев этих школ и 27 тыс. храмов. Самая многочисленная (9 млн.) — дзёдосин-сю.

Широкое распространение А. получил также в Корее и Вьетнаме, где он стал фактически народной религией. Особенность вьетн. А. состоит в активном вовлечении тантрич. культов в практику ритуальных служб.


Соч.: Избранные сутры китайского буддизма / Пер. В.Д. Поповцева, К.Ю. Солонина, Е.А. Торчинова. СПб., 2000.
Лит.: КозловскийЮ.Б. Японский амидаизм в эпоху средневековья// Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1988. С. 17-29; Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая: Проблемы идеологии. М, 1991; Буддизм в Японии. М, 1993; Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М, 2000; он же. Словарь индо-тибетского и российского буддизма. М., 2009.

В.П. Андросов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика