Амитабха

Амитабха (санскр. Amitäbha — Беспредельно сияющий / Безграничный свет), Амитаюс (санскр. Amitäyus — Бесконечная жизнь), тиб. Опакме, кит. Амито-фо, У-лян-шоу (Безмерное долголетие), яп. Амида. Один из главных будд в махаяне и ваджраяне, имя к-рого упоминается в сутрах 1-Й вв. Некогда был бодхисаттвой Дхармакара, к-рый дал обет (среди других 48 обетов) создать «землю будды» (буддха-кшетра), сосредоточив на этом все свое внимание. Создал небесную страну счастья (Сукхавати), по описаниям напоминающую рай монотеистических религий, где верующие в будду А. рождаются наделенными способностями наслаждаться духовно. В буд. мифологической вселенной Сукхавати располагается на западе и относится к классу Чистых земель (см. Чистая земля), т.е. к самому высшему разряду, к «преддверию» нирваны. Пребывающий здесь А. есть объект медитации, безмолвно обучающий адептов абсолютному единству сущего. В мифологич. семью А. входят Будда Шакьямуни (земное воплощение А.) и бодхисаттва Авалокитешвара (идеал махаянского сострадания).

Первым из махаянских мыслителей упомянул А. и раскрыл его функциональную роль в пути освобождения Нагарджуна (И—III вв.) в своем «Дружеском послании» (санскр. «Сухрил-лекха»): «Чтобы обрести буддство, тебе (адресату Послания. — В.А.) нужно все подчинить накоплению огромной добродетели. Тогда на период твоих бесчисленных рождений во всех мирах богов и людей ты сохранишь способности мастера йогической медитации и, родившись, подобно благородному Авалокитешваре, предпримешь усилия в помощь множеству мучающихся. После таких рождений ты избавишься от болезней, старости, привязанностей, ненависти и победителем войдешь в страну будды. Там, подобно А., станешь покровителем всей вселенной с бесконечно долгой жизнью. Излучая мудрость, нравственность, щедрость и являя на земле, небесах и в божественных мирах возвышенно-великолепную чистоту, тем самым доставишь восхищение, подлинную радость и счастье высоким и низким, людям на земле и богам на небе» (пер. с тиб.: В.П. Андросов, 2000).

В.П. Андросов

Учение, основанное на вере в А., достигло Китая во II в. н.э., когда монах из Парфии Ань Ши-гао в правление Хуань-ди (147-167) привез первую сутру, приписываемую А. Ее перевод был утерян уже к VIII в. Осн. канонич. текстами, связанными с представлениями об А., являются «Сукхавативьюха-сутра», версии к-рой известны также как «Большая Сукхавативьюха-сутра» (кит. «У-лян-шоу цзин» — «Сутра Амитаюса»; рус. пер.: Д.В. Поповцев, 2000) и «Малая Сукхавативьюха-сутра» (кит. «Амито цзин» — «Амитабха-сутра»; рус. пер.: Д.В. Поповцев, 2000) — резюме «Большой Сукхавативьюхи»; «Амитаюс-дхьяна-сутра» (кит. «Гуань У-лян-шоу цзин» — «Сутра созерцания Амитаюса»; рус. пер.: Д.В. Поповцев, 2000) и «Апарамитаюс-сутра-шастра» («Шастра к Сутре Амитаюса»/«Шастра будущей жизни», кит. «Ван шэн лунь» или «У-лян- шоу цзин юботишэ/упадеша») Васубандху. «Малая Сукхавативьюха-сутра» приобрела популярность в Китае и сохранилась в переводе Кумарадживы (402). В «Большой Сукхавативьюха-сутре» объясняется культ А. Будда Шакьямуни рассказал ученику Ананде о том, что много кальп назад жили монах Дхармакара и будда Локешварараджа. Последний раскрыл Дхармакаре достоинства множества миров будд, и тот выразил желание стать буддой, но дал клятву, что не достигнет состояния будды, пока не удостоверится в том, что и после погружения в нирвану будда сможет содействовать спасению других, что всем будет дана возможность достигнуть его рая. Дхармакара выполнил обеты и возродился в качестве будды А., рай его называется Сукхавати, или Западным раем, Землей блаженства (кит. Ситянь).

Обе версии «Сукхавативьюха-сутры» прославляют божеств, суть лучезарного будды, великолепие Западного рая, наставляют всех верующих на путь возрождения в нем. Но если «Большая сутра» подчеркивает, что возрождение в раю Сукхавати является вознаграждением за добрые деяния, веру и преданность А., то «Малая сутра» особо утверждает, что необходимы только вера и молитва. В «Амитаюс-дхьяна-сутре», единств, сохранившийся перевод к-рой выполнен Калаяшасом в 442, репрезентантом рая предстает триада: А., Авалокитешвара (Гуань-инь) и Махастхама. Рай Сукхавати может быть достигнут различными путями, но сутра рекомендует серию медитативных практик (всего 16). Осн. идеи, выраженные в этих сутрах, сводятся к тому, что все верующие в будду А., полагаясь на его осн. обет и имея искреннее желание возродиться в его раю, веря в милосердие и сострадательность А., осуществляя религ. практику нянь фо (яп. нэмбуцу — «памятование будды»), обращенную к А., могут возродиться в раю Сукхавати.

В ваджраяне А. — один из пяти дхьяни-будд, глава семьи Лотоса. В мандале (графич. изображении мироздания) дхьяни-будд А. находится на Западе, он красного цвета, с ним ассоциируется элемент огня, соответствующее ему одно из пяти чувств — вкус, из представителей живой природы — павлин. Обычно А. изображается сидящим на «павлиньем троне», в позе созерцания, с патрой (монашеской чашей для сбора подаяний) в руках. Его женским соответствием считается Пандаравасини, эманация А. — нищенствующий монах с патрой. Земное соответствие А. — Шакьямуни, а по мнению последователей тиб. школы гелук — также панчен-лама. А. широко почитается в Китае, Японии, Тибете, Монголии, Бурятии и Калмыкии. Его культ, на Западе получивший название амидаизм, лег в основу учения о райской Чистой земле (кит. цзин ту) кит. школы цзинту-цзун и ее яп. аналогов дзёдо-сю, дзёдосин-сю, а также близких к ним школ тэндай-сю и нитирэн-сю.


См. лит. к ст. Амидаизм.

Е.И. Хантаева

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика