Андхака

Андхака (пали andhakä, «те, что из Андхры») — подгруппа школ махасангхики, родственная группе чайтика (А. Баро предполагал даже, что чайтика была первоначальным названием этой группы), функционировавшая преимущественно в районе Андхры (Юго-Вост. Индия). Вначале А. объединяет две осн. школы — пурвашайлу («школа Восточной горы») и апарашайлу («школа Западной горы»), распространившиеся со временем на Декане. Расцвет апарашайлы приходится на правление в Юж. Индии дин. Сатаваханов и Икшваков, когда были созданы ее центры в Амаравати, Гханташале, Аллури, Канхери, Нагарджунаконде. Пурвашай- ла базировалась только в Амаравати и Нагарджунаконде. К группе А. принадлежали также школы раджагария и сиддхартхика.

И пурвашайла и апарашайла, разделившиеся первоначально по причине незначительных расхождений по дисциплинарным вопросам, придерживались общих позиций чайтиков в вопросе о составе канона и из Типитаки чтили лишь дисциплинарное собрание текстов Виная-питаки. Помимо этого они провозглашали культ не только ступы, но и Бодхи дерева (под к-рым, согласно буд. преданиям, Будда Шакьямуни достиг просветления). Пурвашайла к тому же солидаризировалась с доктриной сарвастивады, согласно к-рой процесс перевоплощения опосредуется нек-рым промежуточным состоянием между воплощением А и воплощением Б (антарабхава), выступив, т.о., вместе с ватсипутрией, самматией и поздней махишасакой оппозицией тхераваде и нек-рым направлениям махасангхики, это нововведение отвергшим.

Судя по данным «Катхаваттху», др. значительное доктринальное положение пурвашайлов, имевшее филос. значение, состояло в том, что они считали силу, аккумулирующую поток дхарм в индивидуальную психосоматич. организацию (прапти), одной из необусловленных (абсолютных) дхарм (XIV.4).

Буддологи подсчитали, что среди тех более 250 «еретич.» учений, к-рые обсуждаются в «Катхаваттху» с позиций тхеравадинов (см. Абхидхармы тексты), порядка 72 принадлежали А. Они утверждали, напр., что физич. мир создается кармой отдельных существ (VIII.7, XVII.3), вызвав энергичнейшую критику со стороны тхеравадинов. Далее, андхаки, солидарно с самматиями, сарвастивадинами и бхадраяниями, полагали, что «загрязнения» страстей могут быть устранены лишь постепенно — снова вопреки тхеравадинам, убежденным в том, что они могут быть уничтожены мгновенно, в момент озарения (1.4). Др. их положение состояло в том — здесь они были солидарны с махишасаками и сарвастивадинами, — что можно различать два уровня самой нирваны, а именно прекращение флуктуации сознания посредством рефлексии и без рефлексии (11.11). Еще один тезис андхаков, также отвергавшийся тхеравадинами, гласил, что познание, достигаемое через «видение», осуществимо и без соответствующего внешнего объекта (IX.5).

К числу общих положений школ А. можно отнести и учение о том, что Будда является «сверхъестественным» во всех своих проявлениях — вплоть до его экскрементов. Приводимое в «Катхаваттху» мнение, согласно к-рому Будда послал на землю свой фантом для проповеди учения, оставаясь на деле на небе Тушита, где до воплощения на земле пребывают будды (XVIII. 1-2), правомерно сопоставляется буддологами со взглядом А., по к-рому условная речь Будды также была сверхъестественной (11.10). Архат же, в противоположность Будде, есть, по мнению андхаков, самый обычный человек со всей своей нечистотой и слабостями — мнение, соответствующее общим установкам всех направлений махасангхики. Снижается, соответственно, статус и предварительных ступеней, ведущих к достижению архатства: первая из них — ступень «вступившего в поток» (шротапанна) — означает, правда, согласно А., свободу от ложных взглядов и сомнений, но никоим образом не обладание совершенствами веры, энергии, мужества, способностью погружения в «конечное сосредоточение» и мудростью-праджней (у «вступившего в поток» присутствуют лишь зачатки этих достоинств). В отличие от бахушрутии, А. уделяла большое внимание психотехнике как средству реализации высшей цели. Подобно сарвастивадинам и самматиям, андхаки считали, что устранение аффектов, «загрязняющих» сознание, происходит постепенно, а не мгновенно, сразу после правильной «реализации» четырех истин (чатвари арья сатьяни) буддизма, как на том настаивали тхеравадины.


Лит.: BareauA. Les sectes bouddhiques du petit véhicule. Saigon, 1955; DuttN. Buddhist Sects in India. D., 1977; Шохин В.К. Школы индийской философии. Период формирования (IV в. до н.э. — II в. н.э.). М., 2004.

В.К. Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика