Анитья

Анитья (санскр. anitya, пали anicca), анитьята (санскр. anityatä, «непостоянное», «непостоянство», тиб. митакпа, кит. у чан, яп. мудзё) — в буддизме «непостоянство» как одна из трех фундаментальных характеристик (трилакшана) существования, наряду с анатма (пали анатта) и духкха (пали дуккха). Согласно Будде, все, состоящее из частей (санскара, санскрита), не может образовать устойчивой целостности (в т.ч. и целостности индивида) и должно неизбежно распасться, разрушиться. Непостоянство характеризует все явления бытия, как физические, так и психические: «все составное непостоянно» (пали sabbe sankhära annicca — формула, часто повторяемая в суттах; см. Типитака). Непостоянство представлено не как метафизич., а как чисто эмпирич. принцип, выведенный Буддой из анализа его собственного «экзистенциального» опыта (встреча с больным, стариком и похоронной процессией; см. Будда Шакьямуни). Осн. причиной А. является прежде всего составной характер сущего: буддисты показывают, что вещи и явления, к-рые кажутся едиными целостными субстанциями, постоянными во времени, на самом деле сводятся к конфигурациям множества отдельных событий (дхарм), возникающих и исчезающих каждое мгновение (см. Кшаникавада). Дхармы классифицируются на разных основаниях (к самым ранним относятся классификации по дхату, аятанам и скандхам) и выстраиваются в цепочки взаимного обусловливания (см. Пратитья самутпада), раскрывающие процессуальный механизм А. Она служит основанием для доказательства отсутствия в человеке неизменной души, отличной от изменчивого тела (см. Анатматавада). Противопоставляется позиции этернализма (сассатавада) и аннигиляционизма (уччхедавада): вместо «все существует» (sabbam atthi) и «все не существует» (sabbam natthi) предлагается формула «все находится в процессе становления» (sabbam bhavati). Из А. также логически следует и духкха — неудовлетворительность, поскольку, согласно Будде, изменчивое не может приносить удовлетворение: что изменчиво — неудовлетворительно (yad anniccam tad dukkham).


См. также: Анатмавада; Дхармы; Кшана; Кшаникавада и лит. к этим ст.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика