Аннэн

Аннэн (ок. 841, пров. Оми, совр. преф. Сига, — ок. 915, гора Хиэй, пров. Оми, совр. преф. Сига) — яп. мыслитель школы тэндай-сю. Доводился родственником Сайте. Учился у Эннина (794-864), Хэндзё (816-890) и, вероятно, у монахов школы сингон-сю. В теории «четырех единств» А. развил концепцию соединения «совершенного учения» (энке) тэндай-сю с «тайным учением» (миккё) сингон-сю. Будда Махавайрочана (см. Вайрочана) в «теле Дхармы» (см. Дхарма; Трикая), по А., един со всеми буддами в трех мирах и на десяти направлениях; вечная проповедь Будды едина с проповедями разных эпох; мировое пространство, мыслимое как место пребывания Махавайрочаны, едино с местами проповеди каждого из будд; и, наконец, все буд. теории едины с практич. «тайным учением», объясняющим, как возможно «стать буддой в нынешнем теле» (сокусин дзёбуцу). Весь мир А. описывает как тождественный «телу Дхармы» и настаивает, что Махавайрочана — это и есть Шакьямуни: в Будде для А. соединяются вселенское и единично-конкретное, и точно так же любое единичное живое существо полностью вмещает в свой опыт все эпохи и миры. Важное место в учении А. занимает проблема буд. заповедей. В «Подробно изложенном всеобъемлющем руководстве по вручению заповедей бодхисаттвы» («Фуцу дзюбосацукай косяку») А. последовательно разбирает все этапы обряда «вручения заповедей», дает пояснения к отд. заповедям, обсуждает их соотношение с «таинствами», рассматривает вопрос, в каких случаях нарушение заповедей может быть оправданным. А. оспаривает мнение, что принять заповеди необходимо для достижения просветления. Все живые существа способны стать буддами, но достичь этого возможно только через подвижничество — а оно к «заповедям» не сводится, хотя и может начинаться с них. А. различает три уровня заповедей: 1) «заповеди переданные и принятые»: ученик получает их от прежних учителей и уже знает ко времени начала обряда; 2) «заповеди испускаемые и обретаемые»: ученику вручают их при обряде, причем «испускает» их Будда через наставника, ведущего обряд; 3) «заповеди природной добродетели»: они мыслятся как врожденные. Если заповеди 1-го уровня можно «утратить», то заповеди 2-го и 3-го уровней нарушить невозможно. А. говорит о пятеричном «теле заповедей», состоящем из «правил», «сосредоточения», «мудрости», «освобождения» и «знания об освобождении». У подвижника, обретшего это «тело», все действия тождественны действиям Будды, а потому он не может нарушить заповеди, как бы он ни поступал. Для него нет разницы между добродетельным поведением и порочным, поскольку он, достигая тождества с Буддой, выходит за пределы каких-либо различий. В «Беседах об учениях и временах» («Кёдзи мондо») А. соотносит различные виды заповедей с частями манд алы. Центр мандалы соответствует тайным «заповедям самая», его ближайшее окружение — 58 «заповедям бодхисаттвы», а внешнее окаймление — «заповедям Устава». Подобно тому как мандала непременно состоит из этих частей, различные заповеди тоже образуют одно целое и предполагают друг друга. В этом же соч. А. вслед за Чжи-и разрабатывает проблему «различения учений», соединяя принятое в школах тяньтай-цзун и тэндай-сю разделение на «пять периодов и восемь учений» (яп. годзихаккё, кит. у ши ба цзяо) с установками Кукая (см. «Дзюдзюсин-рон»), выделяя в отдельный разряд практич. «тайные учения». По А., различать учения следует не затем, чтобы разграничить разные изложения истины, предназначенные для разных слушателей (как у Чжи-и и Сайте), а затем, чтобы полностью описать устройство сознания любого человека, содержащее в себе предпосылки к усвоению всех учений. Коль скоро «все дхармы имеют природу будды», то она есть и у заблуждений, и у ложных страстей. Поэтому «условные» учения, к-рые преодолевают заблуждения, изживают страсти и будто бы еще не доходят до истины, на самом деле, по А., тоже имеют дело не с видимостью, а с «истинной сущностью в данных условиях». В этом смысле А. считается предтечей традиции «исконной просветленности» (хонгаку) школы тэндай. Установка А. на поиски абсолютного в конкретном, всеобщего в единичном стала важнейшим шагом в направлении японизации буддизма.


Соч.: ТСД. Т. 55, № 2176; т. 61, № 2228; т. 74, № 2381; т. 75, № 2390- 2397; т. 84, №2702-2703.
Лит.: GronerP. Annen, Tankei, Henjo, and Monastic Discipline in the Tendai School: The Background of the Futsu Jubosatsukai Koshaku // Japanese Journal of Religious Studies. 1987. No. 2-3. P. 129-159; id. The Fan-Wang Ching and Monastic Discipline in Japanese Tendai: A Study of Annen's Futsu Jubosatsukai Koshaku // Chinese Buddhist Apocrypha / Ed. by R.E. Buswell. Honolulu, 1990. P. 251-290; SuekiF. Annen: The Philosopher Who Japanized Buddhism // Acta Asiatica 66. 1994. P. 69-96.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика