Антарабхава

Антарабхава (санскр. antara-bhäva, «промежуточное состояние», тиб. бардо) — буд. обозначение промежутка между завершением существования дхармической серии А (смерть одной психофизич. организации) и началом серии Б (рождение другой), связанных друг с другом узами «кармической преемственности». И состояние, и длительность А. стали предметом постоянных дискуссий школ традиц. буддизма.

Концепция А., мыслившейся в качестве своеобразного «трансфера» кармических «семян» в новую почву, была выдвинута и отстаивалась сарвастивадой. Представители данной школы в этом получили поддержку со стороны школ ватсипутрия, самматия и пурвашайла (см. Андхака). Согласно «Махавибхаше», агрегат дхарм промежуточного существования незамедлительно появляется именно там, где был «локализован» агрегат предыдущего существования, подобно тому как росток возникает после гибели семени. Когда же практикующий адепт умирает в мире не-форм, то, перед тем как он воплотится в одном из двух нижних миров, его промежуточное существование каким-то образом предваряет его в месте его будущего рождения (П.3.4). Если судить по этому абхидхармическому тексту (см. Абхидхармы тексты), сарвастивада, вопреки ряду др. буд. школ, отрицала возможность бытия существ, произведенных на свет магич. силой (V.3), исходя из чего можно предположить, что А. маркировала «естественный» характер сансары. Признавая, как сарвастивадин, необходимость допущения промежуточного существования в перевоплощении между смертью существа А и рождением Б, Васумитра считал, что такое состояние должно длиться в большинстве случаев около семи дней. Но вопреки его авторитету, сарвастивадин Шремадатта счел нужным расширить промежуточное существование до 77 дней. Наиболее систематично сарвастивадинская концепция А. была изложена у Васубандху в «Абхидхармакоше» (III. 10-15) и его же комментарии к собственному сочинению. Здесь подчеркивается, что А. не есть рождение; в то же время А. обеспечивает континуальность существования психофизич. организации (приводится аналогия с непрерывной последовательностью в произрастании риса); А. фактически приравнивается к состоянию гандхарвы; внешняя форма живого существа в состоянии А. тяготеет к форме, получаемой в будущем рождении, и может быть воспринята др. существами того же рода в том же состоянии или теми, кто наделен «божественным зрением». «Промежуточное существо», гандхарва, питается запахом, и «с замутненным сознанием, испытывая вожделение, оно устремляется к месту [своей будущей] формы существования» (III. 16).

Тхеравада, как и махасангхика, эту идею, напротив, отвергла, и в этом к ней присоединились махишасака с ее «дочерней школой» дхармагуптака. Аргументов у тхеравадинов было гл. обр. два: во-первых, Будда учил только о трех состояниях становления — в чувственном мире, в мире форм и в мире не-форм (а четвертого состояния не указал); во-вторых, наблюдаются якобы случаи и мгновенного кармического воздаяния, к-рые опровергают необходимость допущения А. (Катха-ваттху VIII.2). В «Абхидхармакоше» оппоненты идеи А. акцентируют дискретность в процессе сансары, приводя и такой пример: отражение предмета возникает как бы независимо от отражаемого предмета (III. 11).

Учение об А. получило большую популярность в Тибете, где гандхарве соответствует термин бордо. Описываемое промежуточное состояние может длиться до семи дней, а бардо-гандхарва может рождаться и умирать до семи раз, разыскивая для себя «оптимальное лоно». Поскольку гандхарвам приписывались и сверхспособности (типа мгновенного передвижения в пространстве), нередко рождались предположения, что те, кто не возвращаются в мир сансары (анагамины), могут достигать нирваны прямо из состояния А. Интерес к бордо более всего поддерживался и поддерживается практич. нуждами, поскольку у буддистов нередко появляется необходимость найти воплощения знаменитых учителей, далай-лам, панчен-лам и т.д.

Интересно, что концепция А. была частично заимствована и в брахманистских школах. Так, вайшешик Вьомашива называет «тонкое тело» не только сукшмашарира, но и антарабхава-шарира. Хотя он утверждал, что основания у него для такого словоупотребления — ведийские, буд. происхождение данного понятия представляется очевидным.


Лит.: Васубандху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). Разд. 3. Учение о мире / Пер. с санскр., введ., коммент. и историко- филос. исслед. ЕЛ. Островской и В.И. Рудого. СПб., 1994; ElPh. Vol. 7. Abhidharma Buddhism to 150 A.D. / Ed. by K.H. Potter, R.W. Buswell, P.S. Jaini, N.R. Reat. D., 1996.

B.K Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика