Аптавачана

Аптавачана (санскр. aptavacana) — словесное свидетельство авторитетного лица. Термин инд. эпистемологии, обозначающий инструмент достоверного познания (прамана). Признается всеми школами, за исключением чарваки. Джайнизм, нъяя, санкхья, йога, миманса, веданта считают А. отдельной праманой, а буддизм и вайшешика — разновидностью праманы логич. вывода (анумана).

Будда Шакьямуни, для к-рого единственным критерием истинности был собственный опыт человека, отвергал опору на авторитеты. Дигнага сводит А. к логич. выводу (анумана). Вместе с тем он называет Будду высшим авторитетом (апта), воплощенным инструментом достоверного познания — прамана-бхута — ввиду его совершенства в причине (хету) и результате (пхала). Среди критериев апты Дхармакирти перечисляет: 1) знание фактов, о к-рых он говорит, из собственного опыта; 2) отсутствие намерения вводить в заблуждение других; 3) желание говорить истину; 4) неповрежденные познавательные способности; 5) сострадание ко всему живому и желание привести людей к освобождению от перерождений (нирвана); 6) соответствие того, что человек говорит, его внешнему облику и поведению. Фактически речь идет о признаках, на основании к-рых можно сделать вывод о том, что высказываниям этого лица можно доверять. Однако правильность самого высказывания удостоверяется с помощью логич. вывода, опирающегося на непосредственное наблюдение (нирвикалъпака-пратъякша; см. Нирвикальпака — савикальпака). Критериям А. соответствует прежде всего сам Будда Шакьямуни, в этом качестве Дхармакирти тоже трактует его как прамана-бхута, мотивируя это тем, что Будда использует две основные праманы — восприятие и логич. вывод.


Лит.: Jackson R. The Buddha as Pramänabhuta: Epithets and Arguments in the Buddhist "Logical" Tradition // JlPh. 1988. Vol. 16. P. 335-365; Knowing from Words: Western and Indian Philosophical Analysis of Understanding and Testimony / Eds. B.K. Matilal, A. Chakrabarty // Synthese Library Studies in Epistemology, Logic, Methodology, and Philosophy of Science. Vol. 230. Dordrecht, 1994.
См. также Праманавада.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика