Артха-крия-каритва

Артха-крия-каритва (санскр. artha-kriyä-käritva, букв, «свойство быть задействованным при совершении целесообразных действий») — потенция эффективности, присущая высшей реальности (парамартха-сат) и проявляющаяся на уровне низшей реальности (самврити-сат); эмпирич. критерий реальности. Концепция А. была предложена для объяснения отношений между двумя реальностями (см. Две истины). Ее значение обусловливается тем, что целью практики буддизма является высшая реальность, а субъект этой практики — человек находится и действует на эмпирич. уровне реальности. Поскольку низшая, эмпирич. реальность вещей окружающего мира в школах махаяны понималась как иллюзорная, ментальная конструкция, не имеющая собственной сущности (нихсвабхава), скрывающая подлинную, высшую реальность — дхармы, последняя наделялась потенцией оказывать воздействие на воспринимающие способности (индрии) человека, а эмпирич. объекты, хотя и не обладая реальными качествами, благодаря стоящей на ними высшей реальности приобретали свойство быть предметами целесообразной деятельности и производить практические следствия. В логике потенция эффективности использовалась буддистами для демаркации непустых и пустых терминов, таких, напр., как «лотосы» и «небесные лотосы», «сын» и «сын бесплодной женщины». Необходимость введения критерия демаркации терминов детерминировалась тем, что в буд. онтологии между двумя названными видами терминов нет принципиальной разницы: и те и другие не выражают подлинной реальности, их значения — фикции, мысленные конструкции (кальпана, викалъпа). Поскольку непустые термины имеют коррелят в виде высшей реальности, а пустые термины такого коррелята не имеют, то единственная возможность их различить — установить у обозначаемых словом фиктивных объектов наличие свойства А. Напр., огонь, к-рый жжет и на к-ром можно готовить пишу, реален, а огонь, к-рый мы видели когда-то, не реален, потому что не жжет и на нем нельзя готовить; из небесных лотосов не сплетешь гирлянду, а сын бесплодной женщины никогда не родит сына.

H.A. Канаева

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика