Арья

Арья (санскр. агуа, пали ariya, тиб. пакпа, кит. шэн, яп. сэй) — термин, характеризующий буд. учение, а также обозначающий приверженцев буддизма, достигших определенного уровня духовной реализации (арья-пудгала). На рус. яз. обычно переводится как «благородный». Однако этот перевод, равно как и др. возможный перевод А. — «святой», не отражает когнитивную составляющую, определяющую само значение этого термина. Эпитет А. в качестве части слова используется по отношению не только к отдельным личностям, но и к различным частям учения, а также к учению в целом, напр.: «благородный путь» или «путь святого» (санскр. аръя-марга, тиб. пакпе лам), «благородные истины» или «истины святого» (санскр. арья-сатья, тиб. пакпе ден). Название сутр цикла праджняпарамиты также сопровождается эпитетом А. В махаяне разница между обыкновенным человеком (санскр. притхаг-джана, тиб. coco кьево) и А. заключается в том, что А. обладает непосредственно данным в опыте осознанием пустоты, в то время как обычный человек, находящийся на пути накопления знания и добродетелей (санскр. самбхара-марга, тиб. цоклам) и на пути осуществления, соединяющего шаматху и випашьяну (санскр. прайога-марга, тиб. джорлам), осознает пустоту только с помощью логич. умозаключений, т.е. опосредованно. Только вступивший на путь видения (санскр. даршана-марга, тиб. тонлам) перестает быть обычным человеком и становится А. (см. Панча-марга — даша-бхуми). В зависимости от характера мотивации такой человек становится либо аръя-шравакой (тиб. ньентой), испытывающим отвращение к сансаре и стремящимся отречься от страдания и его причин, либо аръя-пратъекабуддой (тиб. рангьял), к-рый в одиночестве без учителя и учеников стремится обрести освобождение от страданий для самого себя, либо же аръя-бодхисаттвой (тиб. джанчуп семпа), чья мотивация определяется бодхичиттой. В «Йогачарабхуми-шастре» Асанги А. называются те, кто лишен четырех искаженных представлений (санскр. випаръяса, тиб. чинчилок) принимать нечистое за чистое, страдание за блаженство, преходящее за вечное и, наконец, те, кто лишен собственной сущности («я») за то, что обладает собственной сущностью («я»). Согласно Нагарджуне, А. владеют сверхъестественными силами и, обладая мудростью и непосредственным знанием 16 аспектов Четырех благородных истин, следуют чистым, надмирным путем (локоттара-марга).


Лит.: Lamotte Е. (tr.). Le traité de la grande vertu de sagesse de Nägärjuna (Mahäprajnäpäramitäsästra). Vol. 1-5. Louvain, 1944-1980; CabezônJ. I. (tr.). A Dose of Emptiness: An Annotated Translation of the sTong thun chen mo of mKhas grub dGe legs dpal bzang. N.Y., 1992; Украшение из постижений (Abhisamayälamkära): Гл. I—III. Изучение пути махаяны в Гоман-дацане тибетского монастыря Дрэпун / Пер. с тиб., предисл., введение и коммент. Р.Н. Крапивиной. СПб., 2010.

В.Б. Коробов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика