Асанга

Асанга (санскр. Asanga, тиб. Токме, кит. Асэнцзя, У-чжу; 320, Пурушапура, совр. Пешавар, — 390) — основатель школы йогачара в традиции буддизма махаяны. Родился в брахманской семье. Вступил в сангху школы махишасака, но впоследствии был обращен в махаяну. А., как и его сводный брат Васубандху, систематизировал учение иогачары и создал ряд авторитетных комментариев и трактатов. Предположительно А. являлся учеником некоего ученого монаха по имени Майтрея или Майтреянатха, впоследствии отождествлявшегося с грядущим Буддой. Согласно традиции, Майтрея передал А. пять трактатов, известных как трактаты Майтреи-Асанги: «Мадхьянта-вибхага» («Раздел, посвященный обсуждению срединности»), «Йогачарабхуми-шастра» («Трактат о ступенях совершенствования в йоге»), «Махаяна-сутра-аланкара» («Украшение из сутр махаяны»), «Абхисамая-аланкара» («Украшение ясного познания истины»), «Уттара-тантра», или «Ратнаготра-вибхага» («Высшая тантра», или «Раздел о драгоценной природе»). Сам А. является автором еще двух трактатов — «Абхидхарма-самуччая» («Свод Абхидхармы») и «Махаяна-санграха-шастра» («Компендиум махаяны»; коммент. к утраченной «Махаяна-абхидхарма-сутре»). Как гласит предание, для того чтобы встретиться с Майтреей, А. занимался медитативной практикой в течение 12 лет. Когда усилия А. завершились успехом, Майтрея перенес его на небо Тушита, где ему были изложены пять трактатов. Впоследствии он записал их, находясь в монастыре Дхармакураранья в Магадхе. Здесь же, согласно тиб. историку буддизма Бутону, он написал коммент. к «Абхисамая-аланкаре» — «Таттвавинишчая» («Устанавливающий истинное положение вещей»). Существуют указания на то, что значительная часть творческой деятельности А. происходила в Наланде, где он и предпринял первые попытки обратить в махаяну своего брата Васубандху. Сначала ему это не удалось — Васубандху даже иронизировал над махаяной, говоря о неподъемной тяжести этой системы, — но впоследствии все же принял учение и стал убежденным пропагандистом работ старшего брата.

В «Махаяна-санграха-шастре», своем главном труде, он представил принципы иогачары в ясной, систематической форме, впервые изложив базисное положение о сознании-сокровищнице (алая-виджняна) и ее функциональных отношениях с ощущением, восприятием и мышлением. В общих чертах здесь намечена структура сознания, содержащая три уровня (трисвабхава): 1) парикалъпита — уровень сознания, соответствующий обыденному мировосприятию. На этом уровне сознание проецирует свои собственные ментальные конструкции (кальпана) во внешний мир, к-рый воспринимается как объективно существующий. Этот уровень рассматривается как иллюзорный; 2) паратантра — уровень сознания, на к-ром оно сознает все свои явления как взаимообусловленные и взаимосвязанные (в пределах «одного только-сознания»), где по этой причине нет ничего самосущего. Этот уровень обладает относительной реальностью; 3) паринишпанна — уровень совершенного знания, осознание реальности сознания такой, какая она есть (татхата). Если паратантра (т.е. «существующее с опорой на другое») в качестве такой опоры предполагает парикальпиту или изначальную двойственность субъекта и объекта, то на уровне паринигипанны от этой опоры (двойственности) отказываются. Это уровень совершенного знания, присущего буддам, находящегося за пределами дискурса.

В гл. 9 «Махаяна-санграхи» — «Пхала-прахана» («Плод избавления») рассматривается йогачаринская концепция нирваны. В сарвастивадинской традиции «избавление от загрязнений» приравнивается к нирване (или освобождению — вимукти). Но здесь А. определяет нирвану как апратиштхита-нирвану, при к-рой бодхисаттва окончательно не уходит в нирвану до тех пор, пока все живые существа не будут освобождены из сансары. Др. словами, бодхисаттва не пребывает в нирване, а остается жить в сансаре. Термин апратиштхита был заимствован А. из праджняпарамиты, где он означает не только «не пребывать», но и «не цепляться». В этом смысле термин апратшитхита-нирвана означает букв, «нирвана не-цепляния». Другой термин — апратигитхита-сансара-нирвана появляется в труде А. «Махаяна-сутра-аланкара» (VII.32), где он означает, что бодхисаттва «не держится» ни за сансару, ни за нирвану: «Обладая состраданием (каруникатва), бодхисаттва не становится возбужденным сансарой или утомленным сансарой, поэтому он не пребывает в нирване. Кроме того, обладая высшей мудростью, он не связан с несовершенствами сансары, поэтому он не пребывает в сансаре».

«Высшая мудрость», или праджня, мадхьямаки и праджняпарамиты переосмысляется А. в доктрине тат-пристхалабдха-джняна, изложенной в гл. 8 «Махаяна-санграха-шастры». А. здесь праджню называет адхипраджня, или нирвшалъпа-джняна (неразличающее знание), разделяя ее на три вида: 1) прайогика-джняна, знание, соответствующее стадии предварительной практики; 2) нирвикальпа-джняна, неразличающее знание; 3) тат-пристхалабдха-джняна, «знание, появляющееся вследствие этого» (т.е. предыдущего уровня или практики созерца- ния). Праджня еще определяется как шуддха-лаукика-джняна («чистая относительная истина»).

Только второй уровень является собственно «неразличающим знанием», однако примыкающие уровни автоматически включаются в него как причина и следствие, k-рые уже содержат друг друга. «Неразличающее знание» реализуется на пути даршана-марги (стадия постижения), к-рой предшествует стадия подготовки — прайога-марга. Доктрина путей совершенствования детально разработана А. в «Абхисамая-аланкаре». Труды А. подготовили дальнейшее развитие философии йогачары и оказали заметное влияние на развитие буддизма в Тибете, Китае и Японии.


Лит.: LamotteÉ. La somme du grand véhicule d'Asanga (Mahayanasamgraha). Vol. 1. Version tibétaine et chinoise (Hiuan-tsang). Vol. 2. Traduction et commentaire. Louvain-la-Neuve, 1973; Rahula W. Le compendium de la super-doctrine (Abhidharmasamuccaya) d'Asanga. P., 1980; KeenanJ.P. The Summary of the Great Vehicle by Bodhisattva Asanga (Translated from the Chinese of Paramartha). Berk., 1992.

С.Ю. Лепехов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика