Ашока

Ашока (санскр. Asoka; 300-232 до н.э., прав. 268-232) — третий правитель из дин. Маурьев, создавший модель универсального буд. монархического государства. Сын маурийского царя Биндусары. Собственное имя — Пиядаси (санскр. Приядарши Деванамприя, букв. «Угодный богам»). В молодости принимал участие в ряде кровопролитных войн, связанных с подавлением восстаний, расширением границ империи и борьбой за власть, за что получил прозвище «Чанда-Ашока» («Жестокий Ашока»).

Во время правления А. империя Маурьев расширилась до небывалых в истории древней Индии размеров. Принципы, положенные А. в основу его гос. идеологии, социальной политики и всей системы управления, во многом опирались на буд. Дхарму. Согласно ланкийским хроникам, через семь лет после коронации А. принял буддизм, что подтверждают и тексты малых наскальных эдиктов из Брахмагири и Ахрауры. В Большом наскальном эдикте XIII о завершении войны с государством Калинга (совр. Орисса) А. сообщает о больших жертвах, к-рые повлекла эта война, и о своем раскаянии в связи с этим. Далее в эдикте говорится, что из раскаяния возникла «строгая забота об охране Дхармы, любовь к Дхарме, стремление к наставлению в Дхарме».

В буд. источниках калингский эдикт связывается с началом «чудесного духовного преображения» А., в результате к-рого он превратился из «Чанда-Ашоки» в «Дхарма-Ашоку» (т.е. «Ашоку, защитника Дхармы»). Сопоставление дат показывает, что между окончанием войны и сообщением о раскаянии имеется значительный разрыв во времени. Следовательно, слова о раскаянии царя явились результатом продуманной идеологической политики.

Поскольку буддисты изначально вкладывали в понятие дхарма весьма широкий смысл, не ограниченный конфессиональными рамками, то в сочетании с принципиальным отказом буддистов от претензий на собственную исключительность подобное понимание открывало путь для мирного сосуществования и сотрудничества многих идейных течений, что первым из индийских правителей понял и успешно применил на практике именно А. В Большом наскальном эдикте XII говорится о том, «что в любом случае следует почитать чужую веру. Поступая так, [человек] способствует успеху своей веры и оказывает поддержку чужой. Поступая иначе, он подрывает корни своей веры и вредит чужой... Хорошо [людям] сходиться вместе, чтобы они могли друг от друга слушать Дхарму и следовать ей. Ибо таково желание Пиядаси, угодного богам, чтобы последователи всех вер были хорошо осведомлены о Дхарме и склонны к [совершению] благих дел».

Новаторство буд. понимания Дхармы, использованного А., заключалось в том, что она не мыслилась разной для представителей различных варн и религ. течений. Соответственно едиными должны были быть для всех нормы и правила поведения. На обязательность исполнения Дхармы для всех без исключения указывается в Большом колонном эдикте VI: «Я обращаю внимание на все группы людей», — заявляет А. Преимущественно светский, а не религиозный характер его понимания Дхармы проявлялся также в том, что контроль за надлежащим ее исполнением император возложил не на жрецов или монахов, а на специально выделенных для этого чиновников — дхарма-махаматров.

В наиболее концентрированном виде вся цивилизационная программа А. выражена в следующих словах из Большого колонного эдикта I: «Вот правило — управление с помощью Дхармы, принесение счастья с помощью Дхармы и защита с помощью Дхармы».

В государстве А. была реформирована вся административная структура. Помимо высших должностных лиц, «ведающих защитой государства» (сенанаяка) и «ведающих правопорядком» (вохарика), указом А. были введены чиновники «ведающие Дхармой».

Наиболее характерным пунктом цивилизационной программы Ашоки является «защита страны с помощью Дхармы». Она понималась как тотальный отказ от убийства и вообще причинения вреда всему живому. В Колонном эдикте VII упоминаются два способа введения правил Дхармы: «ограничивающими предписаниями» и «внутренним убеждением».

Оборотной стороной этого принципа стала концепция «завоевания с помощью Дхармы» (дхармавиджая). В Большом наскальном эдикте XIII из Шахбазгархи говорится, что «Пиядаси, угодный богам, желает всем живым существам безопасности, самообладания, душевного спокойствия и мягкости. И ту победу Пиядаси считает главной, к-рая [одержана с помощью] Дхармы. И эта победа одержана им здесь и на всех границах, даже отстоящих отсюда на шестьсот йоджан...». В целях реализации политики дхармавиджсш в различные страны после 3-го собора (см. Буддийские соборы) в Паталипутре были направлены буд. миссии, в т.ч. в Кашмир, Гандхару, Суварнабхуми, Ланку, район Гималаев.

Эдикты из Брахмагири, Ахрауры, Бхабру и др. позволяют охарактеризовать цивилизацию А. как буд. цивилизацию по преимуществу. Образ А. как идеального царя — покровителя Дхармы и созданной им цивилизации как модели идеального социума служил предметом подражания для многих правителей во мн. странах Азии. Идея неразрывной связи царской власти и буд. Дхармы, впервые провозглашенная А., в сочетании с идеей непрерывности Дхармы трансформировалась в буд. историографии в идею династийной связи всех царей буд. мира, происходивших от одного мифического родоначальника — Махасамматы. Согласно буд. источникам, в последние годы правления А. его власть ослабла, в отдельных провинциях вспыхивали метяжи. Преемникам А. не удалось сохранить единую империю, и она через какое-то время распалась.


Лит.: Smith V. Asoka. Oxf., 1920; BaruaB.M. Asoka and His Inscriptions. Cala, 1955; BhandarkarR. Asoka. Cala, 1955; BasakR. Asokan Inscriptions. Cala, 1959; ThaparR. Asoka and the Decline of the Mauryas. Oxf., 1961; NikamN.A., McKeonR. (eds. and transi). The Edicts of Asoka. Chic, 1966; Strong J.S. The Legend of King Asoka. Princ, 1983.

С.Ю. Лепехов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика