«Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра»

«Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра» (санскр. Astasähasrikäprajnäparamitäsütra, «Сутра совершенной мудрости в 8 тысяч строк», или «Аштасахасрика») — одна из самых ранних праджняпарамиты сутр (I в. до н.э.) и буддизма махаяны в целом. Содержит 32 главы, в к-рых излагаются беседы Будды с его учениками Шарипутрой, Субхути и Пурной Майтраянипутрой, а также владыкой богов Шакрой (Индрой). В последних главах появляется Ананда.

В первых двух главах освещаются все осн. концепции сутры, в т.ч. такие общебуддийские понятия, как бодхисаттва, «путь бодхисаттвы», «совершенство мудрости (праджняпарамита) бодхисаттвы». Главы 3-5 посвящены обсуждению тех преимуществ, к-рые достигаются практикой праджни, а гл. 6 трактует роль пуньи в обретении полного освобождения всеми живыми существами. В главах 7-10 рассматриваются различные темы, такие как атрибуты «совершенной мудрости», ее отношение к др. парамитам, обсуждается, почему одни верят в нее, а другие нет, ее глубина и «чистота», ее отношение к «привязанности» и «не-привязанности», к реальности и иллюзии и те последствия, к-рые она приносит для верующего. В гл. 7 раскрываются те препятствия, к-рые чинит Мара (злой дух) на пути изучения праджняпарамиты. В гл. 12 анализируется тот вид знания, к-рое Татхагата («Так-Приходящий») имеет о мире. В гл. 13 обсуждаются атрибуты Абсолюта, в гл. 14 — преимущества бодхисаттв перед шраваками и пратьекабуддами. В гл. 15 в общих чертах говорится о той помощи, к-рую бодхисаттвы оказывают живым существам, и также исследуется категория праджняпарамита. В гл. 16, являющейся кульминационной, в восторженных выражениях рассказывается о «таковости» (татхата) и Татхагате. О важности этих категорий можно судить по тому, что, как описывает сутра, в момент проповеди происходит землетрясение. Гл. 17 является отдельным исследованием атрибутов и признаков «невозвратимости» {авивартья). Гл. 18 посвящена обсуждению онтологии праджняпарамиты, т.е. рассматриваются такие категории, как «пустота» и т.д. Эта же тема продолжает обсуждаться и в первой части гл. 19. Во второй части этой главы обсуждается вопрос о том, как должна осуществляться практика шести парамит в отношении остальных живых существ, и дается предсказание достижения «состояния будды» богиней Ганги. Т.о., «А.» оказывается одним из первых буд. текстов, в к-рых допускается достижение просветления существами женского пола, правда, пока еще божественного происхождения. В первой части гл. 20 обсуждаются «искусные методы» (упая каушалья) практики праджняпарамиты, и далее следует дискуссия об отклонениях от «невозвратимости» и о происходящей вследствие этого зла гордыне. В главах 22-28 обсуждается большое кол-во тем, таких как важность хороших друзей (кальянамитра), виды «пустоты», ценность праджняпарамиты, условия, при к-рых открывается путь для влияния Мары, признаки совершенствования в праджняпарамите, природа иллюзии, восхваление жизни бодхисаттвы и предсказание достижения просветления многим тысячам монахов. В гл. 28 Ананда описывает «землю будды» Акшобхьи. В гл. 29 содержатся дхарани. В главах 30-31 рассказывается история бодхисаттвы Садапрарудита и его исканий праджняпарамиты, а в гл. 32 излагается «Сутра Ананды».

В «А.» можно выделить два полемических блока: споры с абхидхармистами и новое обоснование махаяны. Оппоненты, против к-рых направлены доводы «А.», обозначены в сутре как «шраваки и пратьекабудцы» и персонифицированы в образе Шарипутры — наиболее выдающегося представителя традиц. абхидхармы, к-рый в сутрах махаяны и праджняпарамиты выступает прежде всего как носитель более низкого, по сравнению с праджней, знания.

Кроме того, в тексте «А.» можно отметить следующие ключевые моменты.

1. Идеалы, цели и путь бодхисаттвы противопоставляются путям архата и пратьекабудц.

2. Праджняпарамита как «совершенная мудрость» противопоставляется «мудрости» старых школ.

3. Критикуется абхидхармистская теория «вращения дхарм» (дхарма-парьяя): если для абхидхармистов реальность представляла собой непрерывный поток мгновенных состояний-йш/ш и «истинное видение этой реальности» (ятхабхутам) означало обретение мудрости (праджни), то праджняпарамитисты пришли к выводу, что не существует непосредственного знания о дхармах. Все, что мы узнаем о дхармах, является уже продуктом ментального конструирования (викальпа; см. Кальпана), и, следовательно, «собственный признак» дхармы целиком совпадает с ее именем. Т.о., ничем, кроме названий, дхармы друг от друга не отличаются, являясь не более чем поименованным объектом познания (джнея), т.е. продуктом самого ума. Никакой «собственной сущности» у дхарм не остается. Иначе можно сказать, что их свабхава — пуста (шунья). Праджня в праджняпарамите достигается не «вращением в сознании» списка дхарм, их классификацией по группам (скандхи), источникам сознания (аятана) и классам элементов (дхату), а именно в результате осознания их пустоты (шуньята).

4. Абхидхармисты прилагали большие усилия для обнаружения появления и угасания дхарм. В концепции абхидхармистов представление о мгновенно проявляющихся дхармах и само ключевое понятие «возникновение» (самудая) немыслимы вне категорий: прошедшее (атита), будущее (анагата) и настоящее (пратьюпанна) — «три периода времени». В «А.» это опровергается, поскольку дхармы не возникают.

5. Множественность отдельных дхарм обсуждалась в качестве того, что конституирует всю реальность. «А.» учит, что, во-первых, не существует никакой множественности, а все едино и, во-вторых, не существует отдельных дхарм, а все воспринимаемое — только слова.

Абхидхармисты анализировали поток психофизич. состояний, объединенных индивидуальным сознанием. Целью этого анализа было опровержение существования индивидуального «я», субстанциональной души (атмана). Другие сознания из этого анализа совершенно «выпадали», и очень остро вставала проблема интерперсональности, к-рая в рамках классич. абхидхармы не решалась. Праджня-парамитисты первыми поняли, что одним знанием страдания не победить, необходимо еще и сострадание (каруна), к-рое может быть действенным только в том случае, если оно, в свою очередь, не порождает ложных концепций о существах, являющихся объектами этого сострадания.

Также в сутре встречается одно из наиболее частых упоминаний о «двух телах» Будды: рупа-кае — воспринимаемом с помощью органов чувств «теле» Будды (а также «его мощи» после паринирваны; см. Нирвана) и дхарма-кае — праджня-парамитском учении о «пустотности» и изначальной чистоте всех дхарм. В сутре отстаивается главенство праджняпарамиты по отношению ко всем другим парамитом-совершенствам («даяния», «нравственности», «терпения», «решимости», «сосредоточения»), практиковать к-рые, не обладая высшей мудростью, бесполезно.


Лит.: History of Buddhism (Chos-hbyung) by Bu-ston... / Transi, from Tibetan by E. Obermiller. Heidelberg, 1931-1932; BareauA. Les sectes bouddhiques du petit véhicule. Saïgon, 1955; ConzeE. Buddhist Wisdom Books. L., 1958; id. The Prajnaparamita Literature. The Hague, 1960; id. Materials for Dictionary of Prajnaparamita Literature. Tokyo, 1967; Astasähasrikä Prajnaparamita / Ed. by P.L. Vaidya. Darbhanga, 1960; RawlinsonA. The Position of the Astasähasrikäprajhäpäramitä in the Development of Early Mahayana // Prajnaparamita and Related Systems. Studies in Honor of Eduard Conze. Berk., 1977 (Berkeley Buddhist Studies Series. Vol. 1); GuangXing. Tathatä in the Astasähasrikäprajnäpäramitäsutra: A Hermeneutic Interpretation // International Conference on "Buddhism in Asia: Challenges and Prospects (Draft Version of Papers)". Sarnath- Varanasi, 2006. P. 67-80.

С.Ю. Лепехов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика