Ашвагхоша

Ашвагхоша (санскр. Asvaghosa, кит. Ma-мин) — буд. поэт, драматург, философ и проповедник, живший в I—II вв. н.э. Родился в Сев. Индии в брахманской семье, предположительно в г. Айодхье, получил превосходное образование, а затем обратился в буддизм, вероятно в школе сарвастивады, был учеником Паршвы (или его ученика Пуньяяшаса) и, согласно Парамартхе, даже сопредседательствовал на сарвастивадинском соборе при Канишке и помогал Катьяянипутре с лит. редактированием «Махавибхаши» (см. Абхидхармы тексты). Махаянисты, однако, также называют его в числе своих осн. авторитетов — наряду с Нагарджуной и Арьядэвой. Кит. и тиб. историки сообщают, что он перелагал свои стихи на музыку, нередко возглавляя группы бардов, исполнявших в людных местах буд. «стансы» о тщете и суете существования. Они называют его и непобедимым полемистом. Проблема школьной принадлежности А. — традиционно дискуссионная в буддологии. Авторитетнейший исследователь его тв-ва Э. Джонстон относил его к бахушрутии (вопреки мнениям мн. коллег), др. исследователь, Б. Лоу, — к дхармагуптаке, наконец, Й. де Йонг — к саутрантике. Как и др. «культовым фигурам», ему приписывалось множество произведений, из к-рых аутентичными являются, вероятно, лишь три.

Поэма «Будцачарита» («Жизнь Будды») сохранилась в санскр. оригинале в 17 «песнях», в кит. и тиб. переводах — в 24. Именно она позволила М. Винтерницу считать А. связующим звеном между двумя величайшими поэтами Индии — Вальмики и Калидасой. Поэма стилистически безупречна и лишена в то же время типичных для позднего периода высокой поэзии (кавья) усложненностей, равно как и преувеличений в описаниях подвигов и чудес Будды Шакьямуни, характерных для более поздних «махаянских пуран» типа «Лалита-вистары» (III—IV вв.). Среди наиболее экспрессивных эпизодов выделяются встречи царевича Сиддхартхи со старцем и больным и сцена постижения им смерти (царевич поражен жестокосердием и бесчувствием людей, к-рые, равнодушно наблюдая смерть друг друга, уподобляются А. деревьям, безразлично присутствующим при гибели др. деревьев) — события, определившие его решение уйти из мира (песни 3-4), а также уход из царского дворца (песнь 5) и победа над демоном Марой (песнь 13). Вместе с тем поэма А., тщательно изучившего тексты Типитаки, позволяет восстановить картину религ. и филос. жизни Индии эпохи Будды, прежде всего облик аскетич., шраманских кружков и их учителей. Это касается уже описания натуралистич. и фаталистич. учений эпохи первых философов Индии, а также упражнений в аскетич. мазохизме, очень популярных в эпоху Будды (гл. IX). Особую историко-филос. значимость имеет гл. XII, где А. дает реконструкцию учения первого наставника Будды — протосанкхьяика-йогина Арады Каламы и второго — Удраки Рамапутры. Об историч. аутентичности учения Арады, по версии А., едва ли не самой ранней версии санкхьи, свидетельствует отсутствие в нем положения о трех гунах и трактовка «непроявленного» не как активной Первоматерии мира, но как неопределимого ядра психофизич. организации, призванного обеспечить, возможно, ее континуальность в сансаре. Но никак не менее убедительно в той же гл. XII излагается осн. причина разрыва будущего Будды с его первыми учителями: ею, согласно А., оказывается его отказ от концепции Атмана, к-рый, во-первых, при редуцировании его до «чистого сознания» становится началом вполне «факультативным», во-вторых, обеспечивает чувство «я», «самости», к-рое, в глазах основателя буддизма, исключает саму возможность освобождения.

«Саундарананда» («О Нанде и Сундари») принадлежит к произведениям «украшенной», куртуазной поэзии. Ее осн. сюжет— печаль сводного брата Будды Нанды, разлученного с возлюбленной Сундари, постепенно начинающего осознавать суетность земных желаний. Будда убеждает его в том, что его избранница так же безобразна в сравнении с небесными яимфзми-апсарами, как обезьяна в сравнении с ней, а затем, когда Нанда желает уже апсару, Ананда наставляет его в том, что удовольствия даже с небесными женщинами — такой же тлен, как и с земными. Нанда усердно предается созерцательной практике и становится архатом. А. был автором одной из первых санскр. пьес — «Шарипутра-пракараны», посвященной обращению Буддой его будущих знаменитых учеников Маудгальяяны и Шарипутры. Она сохранилась лишь фрагментарно.

Как бы ни обстояло дело с его принадлежностью к конкретной школе (см. выше), А. — одна из значительных «промежуточных» фигур, определявших эволюцию инд. буддизма в направлении махаяны. В «Буддачарите», где излагается первая проповедь Будды о страдании, основатель буддизма характеризуется как «владыка мира» и прямо указывает на «широкий путь», проложенный предшествовавшими буддами (XVI.28, 64, 69, 75, 85). Нанда в др. поэме также не ограничивается собственным освобождением, но, подобно следующим «путем бодхисаттвы», преисполнен сострадания ко всем существам (махакарунъя), коих желает извлечь из океана страдания, и «реализует» истину о пустотности (шуньявада) всего сущего (Саундарананда ХШ.8, XVII. 16-22).


Соч.: The Buddhacarita of Asvaghosa / Ed. and transi, by E.H. Johnston. Pt 1-2. Cale, 1936; Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы / Пер. К.Бальмонта. М., 1990; Шохин В.К. Индийская философия. Шраманский период. СПб., 2007.
Лит.: Law B.C. Asvaghosa. Cale, 1946; Ашвагхоша. Буддачарита (гл. 12) // Историко-филос. ежегодник'87. М., 1987; Шохин В.К. Буддийская версия древней санкхья-йоги (Традиция Арада Каламы)// Там же

В.К. Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика