Асмимана

Асмимана (пали asmimäna; от asmi — форма 1-го л. ед. ч. глагола «быть» — «я есмь» и mäna, от глагола man — «думать», «воображать», «представлять») — букв, «представление о том, что я существую» (asmi iti mäno), часто переводится как «гордость», «самомнение», «тщеславие». Одна из семи типов мана (ложных представлений о природе «я»). В буддизме А. тождественна ложному отождествлению «я» с пятью скандхами и привязанностью к ним (упадана). Представление о реальности «я» последовательно порождает желание «я» {асми-чханда) и латентную склонность к «я» (асми-анушая). А., являясь неотъемлемой частью обыденного сознания, образует одно из главных препятствий на пути к освобождению (наряду с ложными воззрениями о «я»; см. Диттхи) и уничтожается в результате духовного просветления (бодхи). Возникая из неосознанного сравнения себя с другими людьми, А. проявляется в разных формах — от гордости и самоутверждения, самоуничижения или иллюзии «равенства» с другими субъектами (у большинства людей) до тонкого ощущения собств. индивидуальности или личностного превосходства, к-рое, будучи 8-й из 10 «оков» (самйоджана), сохраняется, вплоть до достижения архатства (см. Архат) или «буддовости». «Даже когда пять низших оков исчезли у благородного ученика, в нем все равно остается А. — тонкое неуничтоженное представление о „я", желание „я", склонность к „я"» (Самъютта-никая XXII.89).

Понятие А. необходимо отличать от «веры в существование „я"» (см. Диттхи), к-рая подразумевает определенное убеждение или воззрение относительно существования души или «я» и, как 1-я из 10 «оков», уничтожается уже при «вступлении в поток» (шротапанна). Необходимо отличать термин А. (и его эквивалент аттамана) от более позднего санскритизированного махаянского термина атмамана, означающего собственно привязанность к «я» как объекту, гордость, эготизм, самомнение.


См. ст.: Анатмавада; Саткая-дришти.
Лит.: Nyanatiloka. Buddhist Dictionary. Manual of Buddhist Terms and Doctrines. Kandy, 1980; Collins S. Selfless Persons: Imagery and Thought in Theravada Buddhism. L., 1982; Sasaki G. Linguistic Approach to Buddhist Thought. Motilal Banarsidass Publ., 1986; Soul: Buddhist Concepts// Encyclopedia of Religion. Vol. 13 / Ed. by Lindsay Jones. Detroit- New York, 2005 (2nd ed.).

Л.К. Титлин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика