Атиша

Атиша (санскр. Atisa, др. имена Дипанкара Шриджняна, Джово Атиша, 982-1054) — инд. ученый, буд. монах, проповедник. Родился в семье Кальянашри — правителя небольшого княжества Сахор (Сабар) в Бенгалии. Имя, полученное при рождении, — Чандрагарбха. Обучался у лучших буд. учителей своего времени, таких как Джетари и Бодхибхадра. Оставив семью, вступил в буд. сангху, приняв имя Дипанкарашриджняна (Светильник Мудрости). А. — имя, под к-рым он более известен, является протобенгальской формой буд. санскр. термина атисайа («доброжелательность»).

Согласно агиографич. источникам, А. обучался в четырех великих монастырских ун-тах дин. Пала: Наланде, Одантапури, Сомапури и Викрамашиле, в последнем из к-рых был удостоен ученого звания пандита. Был прямым учеником Ратнакарашанти (Шантипы). Принадлежал ко второму поколению т.н. «стражей врат Учения» ун-та Викрамашила. Считался особым знатоком логики и буд. тантры. Закончив обучение в Индии, совершил путешествие в Суварнадвипу (совр. Индонезия), где встретился со своим наиболее прославленным учителем — Дхармакиртишри, принадлежащим к школе читта-матра, от к-рого он унаследовал практику бодхичитты. На обратном пути из Суварнадвипы А. посетил Шри-Ланку и др. страны. По возвращении в Индию по просьбе царя Наяпалы стал настоятелем монастыря Викрамашила.

По приглашению тиб. царя в 1042 А. прибыл в Тибет для распространения буддизма. Совместно с тиб. переводчиком Ринчен Санпо (958-1055) перевел праджняпарамиты сутры, вместе с Накцо Цултрим Гьялвой перевел сочинения по мадхьямаке. Учениками А. в Индии были: Питопа, Дхармакарамати, Митрагухья, Джнянамати и пандита Кшитигарбха. Наиболее известным тиб. учеником А. был Дромтонпа Гьялве Джуне (1008-1064), основавший монастырь Раден — первый монастырь тиб. школы кадет. Духовным основателем этой школы считается А. Им также был впервые введен в Тибете культ Тары. В монастыре Нетанг им был основан храм Тары. А. окончил свои дни там же, в Нетанге недалеко от Лхасы. А. был автором 117 сочинений, в т.ч. основного — «Бодхипатха-прадипа» («Светильник на пути к просветлению») и комментария к нему. В трактате раскрывается содержание важнейшего буд. понятия «путь» (санскр. марга). А. подразделяет всех вступивших на путь буд. Дхармы на три разряда: «низших», «средних» и «высших», описывает стадии освоения «пути» в соответствии с последовательностью принятия обетов пратимокши. Согласно А., путь к просветлению заключается в следовании винае и накоплению религ. заслуги (пунья), принятии новых, более строгих обетов, овладении буд. религиозной практикой в соответствии с текстами праджняпарамиты.

На следующем этапе адепт должен перейти к изучению буд. философии в форме мадхьямаки. На третьем этапе возможно теоретическое изучение тантр, и приступить к нему имеет право лишь адепт, располагающий личным духовным наставником и преуспевший в знании учения. Принятие тайных тантрич. обетов и тантрич. практика в принципе исключены для монаха. Три аспекта понимания «пути» у А.:

1) Путь как буд. доктрина — Дхарма (см. Четыре благородные истины). Начало пути — принятие «тройственного прибежища» (вера в Будду, Дхарму, сангху). Затем последовательное принятие все более строгих обетов, вплоть до полного монашества.

2) Путь — это последовательное приобретение знаний (сначала сутры и Виная, затем праджняпарамита и комментарии к ней, затем философия мадхьямаки, теория познания и логика.

3) Путь — это практика работы с собственным сознанием, очищение его от «загрязнений», последовательное овладение методами сначала низших тантр (крия-, чарья-, йога-тантры), под руководством опытного наставника. Практика высшей — ануттарайога-тантры для монаха исключалась.

Трактат «Бодхипатха-прадипа» впоследствии оказал большое влияние на знаменитого реформатора тиб. буддизма — Цонкапу и, как известно, вдохновил его на создание знаменитого трактата «Ступени на пути [к просветлению]» («Ламрим ченмо»). Не случайно сам Цонкапа основанную им школу гелук называл «новой кадам».


Лит.: Chattopadhyaya A. Atisa and Tibet. Cale, 1967; Eimer H. Rnam thar rgyas pa: Materialien zu eine Biographie der Atisa. Wiesbaden, 1979; Sherburne R. The Complete Works of Atisa Srï Dïpamkara Jnana. N.D., 2000.

С.Ю. Лепехов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика