Аварана

Аварана (санскр. ävarana, тиб. дрип, букв, «покров», «завеса», «вуаль», «пелена») — эмоциональные и когнитивные факторы, загрязняющие естественный поток изначального осознания (тиб. еше лхенкье) и, т.о., препятствующие восприятию самого себя и мира таким, какие они есть на самом деле (синоним А. — ниварана, «препятствие»). Термин А. описывает фундаментальные причины (см. Клеша), удерживающие живых существ в сансаре и обеспечивающие возобновление рождений. В сутрах Палийского канона и в абхидхарме встречается перечень из пяти А., или ниваран: чувственное желание (камма-ччханда), злонамеренность (вьяпада), апатия-заторможенность (тхина-миддха), нетерпеливость-беспокойность (уддхачча- куккучча) и сомнение-нерешительность (вичикиччха).

В махаяне А. разделяются на клеша-авараны (тиб. ньон дрип) — загрязнения, связанные с эмоциональной сферой, и дэюнея-авараны (тиб. ше дрип) — загрязнения, связанные с познавательной сферой. Последний термин часто выступает синонимом атма-дришти (тиб. кансакги дакдзин) — уверенности в том, что существует «я», или саткая-дришти (тиб. чойкъи дакдзин) — уверенности в существовании независимых и самодостаточных феноменов (см. Анатмавада).

С т.зр. закона взаимозависимого происхождения (см. Пратитья самутпада) первые два звена — авидья и санскара — представляют собой латентные познавательные А., т.е. дэюнея-авараны, в то время как 7-е и 8-е звенья — ведана и тришна — суть осознаваемые аффективные А., т.е клеша-авараны. В йогачаре авидья и тришна представлены как двойственная причина духкхи в качестве дэюнея-авараны и клеша-авараны соответственно. В мадхьямаке А., кроме всего прочего, рассматриваются как: 1) основанные на воззрениях (парикальпита, тиб. кунтак) и 2) возникающие естественным образом (сахадэюа, тиб. лхенкье). В «Праджняпарамита-хридая-сутре» («Сутре сердца праджняпарамиты») встречается термин читта-аварана (тиб. семла дрипа), объединяющий клеша-авараны и дэюнея-авараны, поскольку как первые, так и вторые по сути являются окутывающими сознание (санскр. читта, тиб. сем) «завесами».

Клеша-авараны устраняются уже на пути видения, тогда как более тонкие латентные дэюнея-авараны устраняются бодхисаттвами только на последних ступенях совершенствования (см. Панча-марга — даша-бхуми). Согласно представлениям прасангика-мадхьямаки, хотя пратьекабудца-архаты и шравака-архаты полностью свободны от клеша-аваран и в состоянии непосредственно постичь истинную пустотную природу феноменов, они не свободны от тонких остаточных проявлений («семян») дэюнея-аваран, и, т.о., их сознание ограничено.


Лит.: Gunaratana Nenepola. The Path of Serenity and Insight. D., 1982; Рудой В.И. О специфике историко-философского подхода к изучению индийских классических религиозно-философских систем // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М., 1987. С. 74-94; Lusthaus D. Buddhist Phenomenology. A Philosophical Investigation of Yogäcarä Buddhism and the Ch'eng Wei-shih lun. L.-N.Y., 2003; Украшение из постижений (Abhisamayälamkära): Гл. I—III. Изучение пути махаяны в Гоман-дацане тибетского монастыря Дрэпун / Пер. с тиб., предисл., введение и коммент. Р.Н. Крапивиной. СПб., 2010.

В.Б. Коробов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика