«Аватамсака-сутра»

«Аватамсака-сутра», вар. «Аватансака-сутра» (санскр. Avatamsaka-sutra, тиб. «Пелчен», кит. «Хуа янь цзин», яп. «Кэгон-кё») — «Сутра о величии цветка», «Сутра цветочной гирлянды». Одна из авторитетнейших на Дальнем Востоке буд. сутр. Санскр. текст ее не сохранился, но считается, что он состоял из 100 тыс. гатх. Нек-рые буддологи полагают, что в Индии вообще не существовало цельного текста этой сутры, точнее говоря, того, что сейчас называется «Сутрой о величии цветка», а в одну сутру были объединены после соответствующей обработки неск. самостоятельных текстов, и это произошло скорее всего в Центр. Азии (в р-не Хотана) в III в. н.э. Сохранились три перевода «А.» на кит. яз., самый ранний из них, насчитывающий 60 цз., был сделан в 418^20 инд. миссионером Буддхабхадрой.

В учении «А.» сочетаются положения двух ведущих школ буддизма махаяны— мадхьямаки (или шуньявады) и виджнянавады (или йогачары). Осн. виджнянавадинские положения дополнены в сутре учением о реальности, существующей в качестве объективного внерефлективного бытия (санскр. татхата). Отсутствие четкой дифференциации между концепциями двух филос. учений махаяны, характерное для инд. буддизма до IX в., привело к формированию доктрины татхагата-гарбхи (доел, «чрево Татхагаты»; Татхагата — один из эпитетов Будды) как абс. и единого субстратного сознания. Центр, идея сутры — утверждение, что будда в «теле Дхармы» (санскр. дхарма-кая; см. Трикая) является субстратом всего сущего, причем данное положение, характерное для махаянистских школ, выражено здесь эксплицитно, без всяких оговорок: все миры прошлого, настоящего — не что иное, как будда Вайрочана, символ «тела Дхармы». Все сущее, в т.ч. и Будда Шакьямуни, — эманации Вайрочаны: «Тела всех живых существ полностью входят в одно тело (т.е. „тело Дхармы". —А.И.), из одного тела исходят бесчисленные тела; неисчислимые кальпы входят в одно мгновение, одно мгновение входит в неисчислимые кальпы». Так снимается оппозиция между Абсолютом и миром феноменов. Весьма объемный текст «Сутры о величии цветка» является своеобразной энциклопедией доктринальных положений одного из течений махаяны, имевшего значительное влияние в буд. мире Дальнего Востока в VII— IX вв.


Лит.: Игнатович А.Н. Буддизм в Японии: Очерк ранней истории. М., 1987; он же. Буддизм в Японии. М., 1993; Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и Дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М, 1998.

По материалам А.Н. Игнатовича

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика