Авидья

Авидья (санскр. avidyä, пали avijjä, тиб. марикпа, кит. у мин, яп. мумё — «неведение», «незнание», «невежество») — в буддизме одно из основных «омрачений» (клеша) и «оков» (самйоджана), привязывающих индивида к эмпирич. существованию и препятствующих его духовному прогрессу и достижению освобождения от сансары. Синоним моха (обман, заблуждение). Поскольку А. — основной корень (мула) зла, на к-ром покоятся два остальных — гордыня и гнев, а также и все прочие неблагоприятные состояния (акушала-дхарма), ее труднее всего искоренить. Значение А. пропорционально значению истинного знания, а поскольку в буддизме именно знание Дхармы (учения Будды), считающееся истиной в высшей инстанции, играет решающую роль для реализации цели буд. практики — достижения нирваны, то вполне логично, что неведение служит главным фактором закабаления в сансаре. Из-за А. люди предаются занятиям и мыслям, к-рые приводят их к радостям и страданиям, создающим предпосылки для будущих перерождений. Именно А., провоцируя конструирование ложных концепций (диттхи), мешает им осознать, что существование непостоянно (анитья), лишено самости — «я» и «мое» (анатта; см. Анатмавада) и поэтому может вызывать лишь неудовлетворенность и тревожность (духкха). Не случайно цепочка взаимообусловливающих факторов сансарного существования (см. Бхавачакра; Пратитья самутпада) начинается с А. и определяется как неведение относительно Четырех благородных истин (Самъютта-никая П.4). В этой цепочке, образующей замкнутый цикл (порочный круг), А. обусловливает активизацию формирующих «кармических факторов» (санскр. санскара, пали санкхара), к-рые, с одной стороны, являются результатами прошлой кармы, с другой — создают кармические предпосылки возобновления сансарного опыта. Кармические факторы «программируют» виджняну (чувственное распознавание), виджняна обусловливает психотелесный комплекс (нама-рупа) и т.д., вплоть до начала нового цикла, первое звено к-рого — опять-таки А. Однако, хотя А. и считается первым звеном, она ни в коей мере не может пониматься как абсолютное начало или первопричина сансары. А. равна другим звеньям в том, что не только обусловливает, но и сама является обусловленной всем предыдущим разворачиванием цепочки. Как утверждает Буддагхоса в «Висудцхимагге» (17.36), не следует считать А. «беспричинной корневой причиной мира... она небеспричинна, ибо причина ее определяется так: с возникновением омрачений (асава) возникает неведение». Ее можно считать корневой причиной лишь в переносном смысле, как, напр., в следующем тексте: «Непостижимо начало неведения, о монахи, до к-рого неведения не было и после к-рого оно появилось. Однако постижимо, что у неведения есть условие» (Ангуттара-никая Х.51).

А. сохраняется, хоть и в тонком виде, даже на подступах к высшему духовному достижению — состоянию архата, и исчезает только с обретением этого состояния. Осн. противоядие против А. — это мудрость (санскр. праджня, пали пання), к-рая обретается через культивирование осознавания (санскр. смрити, пали сати), терпения (санскр. кгианти, пали кханти) и медитации (см. Дхьяна).


Лит.: WaymanA. The Meaning of Unwisdom (Avidya) // PhEW. 1957. Vol. 7. No. 1/2. P. 21-26; Solomon E.A. Avidyä: A Problem of Truth and Reality. Ahmedabad, 1969.
См. также лит. к ст. Диттхи.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика