Авиджняпти

Авиджняпти (санскр. avijnäpti, букв, «не информирующее», «ничего о себе не сообщающее», «непроявленное», «необнаружимое») — в буд. школах махасангхика и сарвастивада одна из «материально-чувственных» дхарм (см. Рупа). Введение понятия А. связано с желанием буд. философов объяснить кармическое воздаяние в случае простого намерения без совершения материального действия (речевого и телесного). Из трех видов действия (карма): телесного, речевого и ментального — первые два определяются как виджняпти («информирующие»), т.е. проявляющие себя во внешнем плане, а последнее как А. — не проявляющееся вовне, латентное, но тем не менее подлежащее кармической ретрибуции. Однако чисто ментальные события, не связанные ни с физич., ни с вербальными действиями, не относятся к категории А., поскольку они никогда не проявляются вне ментальной сферы; только речевые и телесные события, т.е. проявлявшиеся как виджняпти, могут быть породить А. Фактически А. — это невидимые кармические последствия телесных и речевых виджняпти. В качестве примера А. обычно приводятся четыре случая: 1) А. заказчика убийства (даже если он сам не убивает, он понесет наказание, поскольку совершил «непроявленное» убийство); 2) А. мясника (в силу профессионального навыка убивать отрицательное А. возникает постоянно, даже когда нет физич. действия); 3) А. монаха, выполняющего обеты (привычка следовать обетам, даже не думая о них, вырабатывает благоприятную форму А.); 4) А. монаха, умалчивающего о своих прегрешениях (равносильна А. лжи).

Включение А. в состав материально-чувственных дхарм вызывало критику других школ, особенно саутрантики (идею А. Васубандху излагает в автокоммент. к 11-й карике «Дхату-нирдеши», полемику по ней между разными школами в 4- 6-й кариках «Карма-нирдеши»; см. «Абхидхармакоша»). Йогачара, в к-рой термин виджняпти был выдвинут на первый план, не принимает А. Чтобы объяснить, как происходит кармическая ретрибуция в сложных случаях, перечисленных выше, йогачара прибегает к своей теории сокровищницы-сознания (алая-виджняна), содержащей «семена» (биджа) всех действий. А поскольку единственно реальным «действием» в йогачаре считается мысленное (читта, виджняпти), то она сталкивается с проблемой: если все действия совершаются в сознании, а реальные действия не существуют, то мясник, убивший овцу, не может быть ответственным за ее смерть, поскольку его действие было нереальным. На этот довод Васубандху в «Вимшатика-вритти» и «Карма-сиддхи-пракаране» отвечает, что мясник совершил проступок, чреватый кармическим воздаянием, не столько действием, сколько намерением убить овцу.


См. лит. к ст.: Дхармы; Санскрита-дхармы — асанскрита-дхармы.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика