Ба бу чжун дао

Ба бу чжун дао (кит., яп. хаппу тюдо) — «срединный путь восьми „не"», «срединный путь восьми отрицаний». Важнейший принцип учения мадхьямаки, к-рый был изложен Нагарджуной в соч. «Махапраджняпарамита-шастра» («Шастра о великой праджняпарамите») и «Муламадхьямака-карика» («Коренные строфы о срединном видении»). В Китае этот принцип получил дальнейшее развитие в сочинениях основателя школы трех трактатов (саньлунь-цзун) Цзи-цзана (549-623) «Да шэн сюань и» («Сокровенный смысл махаяны») и «Сань лунь сюань и» («Сокровенный смысл трех шастр»). По мнению Цзи-цзана, «восемь отрицаний» (ба бу) составляют сердцевину учения всех будд и всех святых, а их учение представляет собой Срединный путь. «Восемь отрицаний» — это: 1) не-рождение (бу шэн), 2) не-уничтожение (бу ме), 3) не-постоянство (бу чан), 4) не-прерывность (бу дуань), 5) не-тождество (бу и), 6) не-различие (бу и), 7) не-приход (бу лай), 8) не-уход (бу чу).

Фактически «восемь отрицаний» составляют четыре пары противоположностей, вернее, отрицание четырех пар противоположностей:

1) отрицание рождения и уничтожения (не-рождение — не-уничтожение);
2) отрицание постоянства и прерывности (не-постоянство — не-прерывность);
3) отрицание тождества и различия (не-тождество — не-различие);
4) отрицание прихода и ухода (не-приход — не-уход).

«Восемь отрицаний» — это отрицание важнейших характеристик бытия, с одной стороны, и отрицание наличия каких-л. противоположностей — с другой. Иными словами, «восемь отрицаний» — это не только отрицание рождения и уничтожения, постоянства и прерывности, тождества и различия, прихода и ухода, но и отрицание самой оппозиции этих понятий, отрицание их как противоположностей. Ведь если нет рождения и уничтожения, то отсутствуют и их отношения как двух противоположностей.

В этом Цзи-цзан усматривал принцип Срединного пути, отрицающий любые крайности. Противоположности как проявления крайностей не являются истинными характеристиками бытия. Это — стереотипы человеч. мышления, допускающего наличие оппозиции субъекта и объекта, нирваны и сансары. Срединный принцип отрицает различие между феноменальным бытием и истинным. Они тождественны, их различие условно. Наше обыденное сознание допускает наличие оппозиции рождения и уничтожения, постоянства и прерывности, тождества и различия, прихода и ухода. Но в просветленном сознании эта оппозиция снимается, поэтому постижение «восьми отрицаний» по сути представляет собой отражение просветленности сознания. Концепция «восьми отрицаний» была призвана разъяснить суть Срединного пути через ломку стереотипов человеч. мышления, склонного рассматривать мир через призму бинарной оппозиции, и способствовать подготовке обыденного сознания к просветлению.


Соч.: Ханъ Тин-цзе. Цзи-цзан сань лунь сюань и цзяо ши (Выправленный и истолкованный «Сокровенный смысл трех шастр» Цзи- цзана). Пекин, 1987.
Лит: TakakusuJ. The Essentials of Buddhist Philosophy. Honolulu, 1956; Ch'enK. Buddhism in China. A Historical Survey. Princ, 1964; Robinson R.K Early Madhyamika in India and China. L., 1967; Хуан Чанъ-хуа. Фо-цзяо гэ цзун дай (Основное содержание учения буддийских школ). Тайбэй, 1973.

Л.Е. Янгутов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика