Бахушрутия

Бахушрутия (санскр. bahusrutïya, «школа эрудитов») — буд. школа «семейства» махасангхики, возникшая в сер. III в. до н.э. в результате раскола школы гокулика, практически сразу после обособления последней. Основателем ее считается Яджнявалкья, к-рый в духе «демократизма» махасангхиков призывал своих адептов донести истину буд. учения до всех буддистов — как монахов, так и мирян (по легендам, он погрузился в медитацию еще во времена Будды, пребывал в ней два столетия, а затем вышел из нее и подверг критике трактовку трех «корзин» у осн. махасангхиков). Канон текстов Б., как и тхеравады, состоял только из компонентов трех «корзин» (см. Типитака) — Виная-питаки, Сутра-питаки и Абхидхарма-питаки.

Осн. регионом школы считается нижнее течение р. Кришна (Юж. Индия), др. регионами ее влияния были Андхра (Центр. Индия) и Пешавар (совр. Пакистан). Б. развернула активную миссионерскую деятельность: с I по IV в. н.э. ее монастырские общины распространялись по всему Индостану — от крайнего севера до крайнего юга, их центры существовали в Таксиле, Пешаваре, Тахти-Бахлоле, Нагарджунаконде. Нек-рые индологи (напр., Э. Джонстон) относили к этой школе и великого поэта Ашвагхошу (многие это предположение, однако, оспаривали).

Среди религ. проблем, решением к-рых занималась Б., была и проблема даров, или пожертвований: хотя Будда и считался онтологически внеположенным буд. общине-сангхе, дары, по мнению представителей школы, следует приносить и ему и ей. Т.о., здесь представители школы пытались занять срединную позицию между воззрениями махишасаки, считавшей Будду одним из составляющих общины, к-рому на этом основании следует приносить пожертвования, и дхармагуптаки, подчеркивавшей его непричастность к общине и потому настаивавшей на бесполезности пожертвований ей.

Осн. нововведение Б. в буд. филос. доктрину, вызвавшее протест со стороны традиционалистов-тхеравадинов, — это провозглашение «трансцендентности» (локоттара) ее ключевых пунктов: «страдательности» (духкха) всего сущего, его преходящести (анитья) и бессубстанциальности (анатма), а также двух понятий, постепенно возводившихся буддистами до статуса Абсолюта,— нирваны и шуньяты («пустотность»). В определенном смысле они признавали «надмирность» и самой буд. общины. Остальное в буд. учении Б. считали лишь «земным» (лаукика).

Б. ставила вопрос о двух уровнях истины познания вещей — конвенциональном и абсолютном (см. Две истины). Эта стратификация истины применялась и к трактовке самой проповеди Будды, в к-рой позднее они различали «относительную истину» (самврити-сатъя) и «благородную истину» (аръя-сатъя), и в этом следует видеть существенный вклад Б. в общебуд. герменевтику. Указанная герменевтич. установка, опирающаяся на стратификацию уровней истины, а также онтологизация осн. «предельных» понятий (нирваны и шуньяты) свидетельствуют о том, что Б. представляла собой одну из заметных «станций» на пути буд. мировоззрения от традиц. модели к махаянской. В своей «практической философии» бахушрутии отстаивали тезис, согласно к-рому путь, ведущий к устранению страданий (4-я Благородная истина; см. Четыре благородные истины), не может осуществляться посредством психотехники (как полагало большинство буд. школ); он является путем накопления «заслуги» (пунья) и опирается прежде всего на нравственный тренинг.

В рамках Б. сложилось и отдельное филос. направление, специально разрабатывавшее стратификацию истины, — праджняптивада («учение [о том, что все вещи суть лишь] названия»). В учении Будды нек-рые предметы суть лишь простые названия (праджняпти), другие принадлежат к истинам относительным (самврити-сатъя), третьи — к сфере абсолютной истины (парамартхика-сатъя), четвертые относятся к следствиям определенных причин (хету-пхала). Праджняптивадины, однако, не остановились на стратификации истины, но сделали и дальнейший логич. ход, предприняв иерархизацию самой реальности вещей. Так, обычные эмпирич. вещи, по их рассуждению, обладают только частичной реальностью, будучи в конечном счете лишь следствием употребления обыденного языка, тогда как страдате-духкха обладает реальностью абсолютной (парамартха). Люди только кажутся субъектами своих действий, тогда как на деле все осуществляется самими действиями, к-рые, каким-то образом аккумулируясь, обеспечивают «вызревание» своих результатов (карма-пхала-випака) в виде форм и обстоятельств существования индивидов. Сансара и нирвана также не более чем словесные выражения. Очевидно, что и здесь мы имеем дело с явными начальными разработками приоритетных концепций будущих осн. школ махаяны — и мадхьямаки, и виджнянавады.


Лит.: BareauA. Les sectes bouddhiques du petit véhicule. Saigon, 1955; DuttN. Buddhist Sects in India. D., 1977; ElPh. Vol. 8. Buddhist Philosophy from 150 to 350 A.D. / Ed. by K.H. Potter. D., 1999; Шохин В.К. Школы индийской философии. Период формирования (IV в. до н.э. — II в. н.э.). М., 2004.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика