Банкэй Ётаку

Банкэй Ётаку (1622, дер. Хамада, пров. Харима, совр. преф. Хёго, — 1693, дер. Хамада) — яп. дзэнский монах и мыслитель, принадлежавший к ветви мёсиндзи школы риндзай-сю, художник и каллиграф. Первую половину своей жизни провел в странствиях по монастырям и отшельничестве. Достигнув просветления, создал собственное учение и прославился своими публичными лекциями, собиравшими широкую аудиторию. Основал и восстановил ок. 40 храмов. Гл. центрами распространения его учения были храмы Рюмондзи в Хамаде, Нёходзи в Одзу (о-в Сикоку) и Кориндзи в Эдо (нынешний Токио). В 1672 он стал настоятелем храма Мёсиндзи в Киото. После смерти Б.Ё. император пожаловал ему титул «Наставника страны» (кокуси).

Центр, концепцией Б.Ё. была концепция абсолютного бытия как «нерожденного» (фусё), через призму к-рой он подходил к решению всех традиц. проблем буд. философии. Согласно Б.Ё., все противоречия разрешены в «нерожденном», оно поддерживает все сущее в совершенной гармонии, нет ни одной вещи, существующей вне «нерожденного» сердца Будды, к-рому тождественно сердце человека, поэтому нет ничего, что бы разделяло будд прошлого и людей настоящего, просветление и иллюзии. В связи с этим Б.Ё. считал, что человек не нуждается ни в каких дополнительных заповедях, коанах и медитации дзадзэн. Стремление к достижению просветления лишь противопоставляет человека Будде и отдаляет его от своей сути. Состояние воссоединения с абсолютным бытием Б.Ё. определял как «пребывание в нерожденном», что для него означало быть тем, кто вы есть, действовать и мыслить спонтанно. Высшая мудрость (санскр. праджня), по утверждению Б.Ё., присуща каждому человеку от рождения и пробуждается, когда он преодолевает омраченное собственным «я» различающее мышление, вследствие к-рого сознание фиксируется на чем-то одном, лишаясь свободы.

Утверждая принцип непривязанности к любым рассуждениям и именам, Б.Ё. объявлял условными само имя Будды, все буд. понятия, наставления буд. патриархов. В контексте учения о пребывании в «нерожденном» он объявлял бессмысленным разделение путей спасения на дзирики и тарики.

Опровергая критику буддизма конфуцианцами за пренебрежение максимами сыновней почтительности и лояльности, Б.Ё. рассматривал жизнь в соответствии с собственным «нерожденным» сердцем Будды, полученным от родителей, как высшую форму сыновней почтительности. Б.Ё. не оставил письменного наследия, но сохранились записи его изречений, составленные после его смерти.


Соч.: Банкэй дзэнси хого сю (Собрание проповедей учителя дзэн Банкэя). Токио, 1971; HaskelP. Bankei Zen. Translations from the Record of Bankei. N.Y., 1984; Банкэй дзэнси гороку (Записи высказываний учителя дзэн Банкэя) / Ред. Судзуки Дайсэцу. Токио, 1993. Лит.: Нерожденный. Жизнь и учение мастера дзэн Банкэя. СПб., 2000.

Л.Б. Карелова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика