Байлянь-цзяо

Байлянь-цзяо (кит. 白蓮教, «учение Белого лотоса»). Собирательное назв. ряда кит. сект и их доктрин, проповедующих идею перерождения праведников в расположенной на Западе Чистой земле (кит. цзин ту, яп. дзёдо). Б. не была единой орг-цией с четкой иерархич. структурой. Традиция Б. скорее представляет собой совокупность ряда сотериологич. постулатов и космогонич. идей. Черты единой орг-ции движению Б. приписывала в основном нар. молва.

К Б. принято причислять секты неск. типов: 1) секты буд. толка, вульгаризировавшие традицию школы Чистой земли (цзинту-цзун) и порой возглавлявшиеся монахами школы тяньтай-цзун, к-рым покровительствовали отдельные монастыри; 2) небольшие группы образованных людей, изучавших мистические (не только буд.) тексты; 3) неэлитарные сообщества, тяготевшие к секуляризации доктрин Б. Последние исторически были представлены наиболее широко.

Раннюю традицию Б. принято возводить к доктрине Хуй-юаня (334—416), основавшего Общество Белого лотоса (байлянь-шэ, др. назв. байлянъ-цзун — «школа Белого лотоса»). Эта доктрина считается концептуальной базой вероучения школы цзинту-цзун. Не отвергая идею нирваны, цзинту-цзун выдвинула на первый план идею Чистой земли будды Амитабхи, где праведники возрождаются в озере, заросшем белыми лотосами. Эзотерич. традиция Б. связывает свое начало с именем Мао Цзы-юаня (XII в.), монаха школы тяныпай, носившего титул Бай-лянь да-ши (Великий учитель Белого лотоса). Мао Цзы-юань детализировал доктрину Б., составил ряд вероучительных текстов, в т.ч. «Байлянь чэнь чао чань и» («Ритуалы утренней ектеньи Белого лотоса»). Первоначально поддержанный двором, впоследствии он был отправлен в ссылку по обвинению в «общении с демонами» и отвлечении людей от землепашества, но его идеи получили поддержку у ряда представителей образованной элиты, многие из к-рых посещали молитвенные собрания Б.

В общинах Б. было принято обязательное вегетарианство, проповедовались аскетизм и ненасилие. В нарушение конф. традиций на религ. собраниях присутствовали мужчины и женщины, что подчеркивало их равенство. Согласно ранней традиции Б., спасение достигается прежде всего должным моральным поведением, чистотой внутр. помыслов и многократным повторением имени будды {нянь фо) Амитабхи. Действенность механически выполняемого ритуала отрицалась. Особое место в идеологии Б. занимал культ Майтреи — будды грядущего. Проповедники Б. нередко объявляли себя воплощениями Майтреи или его вестниками, что служило сигналом к восстанию. Закреплению этих тенденций в традиции Б. способствовала активность секты милэ-цзяо («учение Майтреи»), известной с VI—VII вв. На идеологию Б. оказала влияние также доктрина секты мин-цзяо («учение света»), к-рую ряд исследователей считают кит. версией манихейства, запрещенного в IX в. По учению мин-цзяо, противостояние Света и Тьмы должно завершиться «Светлым миром высшей радости». В качестве канонич. книги секты Б. рассматривали «Пятичастный канон» («У бу цзин») Ло Цина (1443-1527), основоположника синкретич. секты увэй-цзяо («учение о недеянии»), или ло-цзяо («учение Ло [Цина]»). В системе взглядов Л о Цина синкретически соединились идеи буд. школ чань (см. Чань-цзун) и цзинту, даос, космология, этич. императивы конфуцианства и неоконф. философия, но сам создатель «Пятичастного канона» считал свои взгляды ортодоксально буддийскими.

Согласно космологии Б., мир сформировался из универсальной пневменной субстанции ци, а космогенезу предшествовала абс. сверхбытийная «пустота» (сюй; кун). Из пневмы-г/w родилась У-шэн лао-му — Нерожденная праматерь, к-рая зачастую отождествлялась в сектах Б. с Амитабхой или Майтреей. У-шэн лао-му породила родоначальников людей Фу-си и Нюй-ва, от к-рых произошли «первопотомки», а от них уже — человеческий род. Попав в сети страстей, люди погрязли в грехах, и спасти их может только У-шэн лао-му через посредничество Б. Буд. корни имеет историософия Б. — доктрина «трех солнц» (форма доктрины трех мировых эпох — кальпа). В эру Синего солнца землю освящал будда прошлого Кашьяпа, в текущую эру Красного солнца — Будда Шакьямуни; в эру Белого солнца, когда на землю придет Майтрея, спасутся лишь те, кто присоединился к Б., остальные будут сметены «небесным ураганом».

Для мн. сект характерны обеты безбрачия, для нек-рых — ритуальный промискуитет, массовые оргиастич. действа. В практике Б. использовались формы чаньской медитации, восходящие к даосизму методики «вскармливания природных свойств и предопределенной жизненности», «искусство вскармливания жизненности» (ян шэн ту) посредством медитативно-дыхательных упражнений и приема травяных отваров, велись активные занятия боевыми искусствами, к-рые рассматривались как средство достижения «просветления». Средством распространения идей Б., как и многих др. синкретических сект, была лит-ра проповеднического, морально-дидактического и фольклорного характера — т.н. бао-цзюань («драгоценные свитки»); произведения этого жанра использовались также в литургике (практике публичных священнодействий). Характерной чертой традиции Б. было ведение «генеалогических книг» (цзя пу)\ секты матрицировали семью, а передача духовного учения осмыслялась как приобщение к мистич. родовому «телу».

Несмотря на офиц. запреты Б. в 1281, 1308 и 1322, долгое время секты, к-рые определялись как Б., не подвергались серьезным преследованиям. Строгий запрет на принадлежность к Б. и близким к этой группе сектам (увэй-цзяо, вэньсян-цзяо — «учение возжигателей благовоний» и др.) был наложен в 1620. Сектанты неоднократно поднимали вооруженные восстания. Крупнейшие из них произошли во 2-й пол. XIV в. (с этим выступлением связано падение монгольской дин. Юань в 1368), в кон. XVI — нач. XVII в., предварившее падение дин. Мин (1368-1644), в 1774 в пров. Шаньдун, в 1796-1804 в центр, и зап. районах Китая и др. После воцарения маньчжурской дин. Цин (1644-1911) восстания проходили под антицинскими лозунгами.

В XVII-XVIII вв. действовали по меньшей мере 18 крупных сект, к-рые принято относить к традиции Б. С кон. XVIII в. название Б. почти выходит из употребления, но в русле этой традиции остается идеология и практика значительного числа синкретич. сект и тайных обществ нового и новейшего времени (таких, как тянь-ди-хуй — «Общество Неба и Земли», цин-бан — «Синий клан», цзюгун-дао — «Путь девяти дворцов», чжэнькун-цзяо — «учение подлинной пустоты», игуань- дао — «Путь, пронзающий Единым» и др.).


Соч.: Ли Чжи. Цзинту цзюэ (Речитативы о Чистой земле). [Б.м., б.г.]; Ханьфэньлоу ми ли (Тайное собрание из павильона Ханьфэнь). Тайбэй, 1967; Чуань Хуа Шань Байлянь-цзяо ции цзыляо цзилу (Собрание источников по восстанию «Белого лотоса» в провинциях Сычуань, Хунань, Хубэй и Шэньси). Чэнду, 1980; Гуй лянь мэн (Сны о возвращении к Лотосу). Шэньян, 1984.
Лит.: Поршнева Е.Б. Учение «Белого лотоса» — идеология народного восстания 1796-1804 гг. М., 1972; Overmyer D.L. Folk Buddhist Religion: Dissenting Sects in Late Traditional China // Popular Culture in Late Imperial China. Berk., 1985; Bareland J. der Haar. The White Lotus Society and the White Lotus Teachings: Reality and Label. Leiden, 1989; Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая: Проблемы идеологии. М, 1991; Тертицкий K.M. Китайские синкретические религии в XX веке. М., 2000.

A.A. Маслов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика