Бхавачакра

Бхавачакра (санскр. bhävacakra, букв, «колесо становления», др. названия: «колесо сансары», «колесо жизни», «колесо страдания») — в буддизме символическое представление закона кармического воздаяния и перерождения (сансара) в соответствии с буд. концепцией причинности пратитья самутпада. 12-членная пратитъя самутпада получила название Б. в знаменитом тхеравадинском трактате «Висуддхимагга» Буддагхосы. Ее иконографич. изображения представляют собой мандалы, к-рые широко распространены в махаяне и особенно в ваджраяне и тиб. буддизме.

В поздней иконографии Б. изображается в виде колеса в пасти и четырех лапах красного чудовища, символизирующего смерть (образ бога Ямы). В осн. круг, представляющий обод колеса, вписано еще четыре круга, заполненные образами, символизирующими разные буд. понятия. В центральном круге изображены три страсти, удерживающие человека в тисках сансары: сладострастие в образе синей курицы, гнев в образе зеленой змеи и невежество в образе черной свиньи. Во втором круге по черному полю грешники следуют в ад, а по белому — праведники устремляются в рай. В третьем круге изображены шесть миров сансары: вверху мир богов, внизу ад, справа или слева — мир людей и мир духов умерших (претов), слева или справа — мир демояов-асуров и мир животных. Во внешнем круге 12 образов, символизирующих 12 звеньев (нидан) пратитья самутпады: слепой (невежество — авидья); горшечник (формирующие факторы — санскары: каждый «лепит» свою будущую жизнь, как горшечник — свой горшок); обезьяна (виджняна — сознание, способное только копировать и подражать); человек в лодке, плывущий по океану (нама-рупа: тело и психика человека уже сложились, но он не умеет ими управлять); дом с запертыми окнами и дверями (шад-аятана — сферы органов чувств пока не действуют); обнимающиеся мужчина и женщина (пхасса — контакт сознания и органов чувств); человек, в глаз к-рого попала стрела (ощущения, ведана, — приятные и неприятные); человек с чашей вина (желание); человек, срывающий плоды с дерева (привязанность к объектам желания); курица, несущая яйца (зарождение будущей жизни); рожающая женщина (рождение); старик, несущий на спине мертвеца (старость и смерть).

По прекращению авидъи, т.е. после того, как индивид реализовал Четыре благородные истины (чатвари арья сатьяни), цепь пратитья самутпады начинает раскручиваться в обратную сторону: «Когда авидья и желания исчерпывают себя, ни кармически благоприятные, ни кармически неблагоприятные санскары больше не производятся, и, т.о., никакое сознание не рождается больше в материнском лоне» (Нидана 51).


Лит.: DonathD.C. Buddhism for the West: Theraväda, Mahäyäna and Vajrayäna. A Comprehensive Review of Buddhist History, Philosophy, and Teachings from the Time of the Buddha to the Present Day. N.Y., 1971; Jamgön Kongtrul Lodrö Tayé. Myriad Worlds: Buddhist Cosmology in Abhidharma, Kalacakra, and Dzog-chen. Ithaca (N.Y.), 1995; Sadakata Akira. Buddhist Cosmology: Philosophy and Origins / Transi. Gaynor Sekimori. Tokyo, 1997.
См. также лит. к ст. Пратитья-самутпада.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика