Бхаванга

Бхаванга (пали bhavanga, букв, «фактор существования») — в тхераваде естественное состояние читты (сознание, ум), когда она пребывает в покое между моментами сознательной активности, напр., между разными циклами восприятия, между сном и бодрствованием и даже между разными циклами существования. В «Аттха-салини» (279) Б. сравнивается с пауком, дремлющим в центре паутины, а действия читты — с действиями паука, перемещающегося по паутине, чтобы поймать свою жертву. Возможные переводы термина Б.: «динамическое бессознательное» (Jayatilleke 1975, р. 226), «бессознательный континуум» (Sarathchandra 1958, р. 49), «подсознательное сознание» (Aung, Rhys Davids 1910, p. 27, 266), «инфрасознание» (Sadhatissa 1970, p. 42), «континуум жизни» (Nänamoly). П. Хэрвей, критикуя эти переводы, отмечает, что Б. не может быть «бессознательной», поскольку описывается как направленная на объект (интенсиональная) и как форма распознавания (виджняна) или сознания (читта). К тому же она не сосуществует со сферой осознаваемого как «бессознательное» Фрейда: «подсознанию» скорее соответствует момент возникновения шести ewcb/снян-распознаваний (зрительного, слухового и т.п., а также ментального — мано-виджняна) — момент, к-рый происходит до полноценного осознавания, но уже связан с чувств, способностями (индрии); «инфрасознание» подразумевает низшую форму сознания, что не соответствует статусу Б. Собственный перевод Хэрвея — «латентное распознавание, свойственное континууму жизни» (Harvey 1995, р. 161).

Б. как состояние, содержащее потенцию к сознательной активности, обеспечивает континуум индивидуального жизненного процесса, не являясь при этом неизменной душой (см. Анатмавада), поскольку в моменты реализации познавательной активности читты Б. прерывается. Б. в ее роли фундамента психич. жизни личности можно сравнить с алая-виджняной йогачары.

Понятие Б. появляется в никаях в разных контекстах, где Б. описывается как некая латентная форма деятельности распознавания, служащая основанием шести виджнян. У тхеравадинских авторов Б. является фактором существования, к-рый объясняет непрерывность жизненного процесса: бхаванга-читта в момент перерождения принимает форму, являющуюся результатом созревания (карма-пхала-випака) прошлой кармы. По этой причине Б. считается кармически нейтральной, т.е. не создающей новой кармы. Б. относится к числу факторов психич. процесса, к-рые являются одновременно и причиной (хету) и результатом (пхала), обусловливающими и обусловленными: Б. обусловлена читтой, но также служит и условием возникновения моментов восприятия. Поскольку Б. как результат прошлой кармы сама кармически нейтральна, она является своеобразным буфером между кармическими факторами настоящего существования, вызывающими противоположные аффективные реакции (напр., внезапный переход от гнева к восторгу). Б. считается естественной для глубокого сна без сновидений (течет как непрерывный поток). Во время бодрствования она чередуется с моментами распознавания чувственных объектов (виджняна), т.е. в момент познавательной активности Б. прерывается, и в этом смысле ее природа дискретна (это исключает толкование Б. как фундамента др. состояний, а также основания для континуальности кармы). Согласно Буддагхосе (Висуддхимагга XIV. И 5), «когда органы живых существ становятся способными воспринимать объекты, то с появлением видимой формы в области зрения происходит стимулирование зрительного распознавания со стороны объекта зрения. Вслед за этим, ввиду влияния этого стимула, происходит прерывание функционирования Б. Когда Б. прекратила действовать, возникает ментальное распознавание (мано-виджняна) в отношении той же видимой формы в качестве объекта, обрезающее Б. и выполняющее функцию внимания. То же самое в отношении „дверей" слуха и др. [чувственных способностей]».

Для сна со сновидениями характерно быстрое чередование между Б. и слабыми импульсами (джавана) мыслительной активности. В медитативных состояниях (дхьяна) Б. отсутствует, т.к. это полностью актуализированные познавательные действия. Как естественное состояние Б. характеризуется эпитетом «сияющая» (пали пабхассара), иногда ее отождествляют с концепцией сияющей читты, пребывающей во всех существах, но скрытой препятствиями (см. Аварана; Клеша).


Лит.: Aung S.Z., Rhys Davids C.A.F. Compendium of Philosophy / Transi, of Abhidhammatta-sangaha. L., 1910 (Pali Text Society); Sarath- Chandra E.R. Buddhist Psychology of Perception. Colombo, 1958; Saddhatissa H. Buddhist Ethics. L., 1970; Jayatilleke K.N. The Message of the Buddha / Ed. N. Smart. L., 1975; Gethin R. Bhavanga and the Rebirth according to the Abhidhamma // The Buddhist Forum. 1991-1993. Vol. 3. L., 1994; Harvey P. The Selfless Mind. Personality, Consciousness and Nirvana in Early Buddhism. L.-N.Y., 1995.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика