Бхававивека

Бхававивека (санскр. Bhavaviveka, букв. «Аналитик бытия»; также известен как Бхавья (Bhavya), букв. «Глядящий в будущее») — буд. мыслитель VI в. из Юж. Индии, основоположник сватантрика-мадхьямаки — подшколы махаянской философии. Полемизируя с философами хинаяны, йогачары, санкхьи, вайшешики, веданты и мимансы, он излагал их взгляды системно, за что его называют первым историком инд. философии. Он также оспаривал апофатическую методику Буддхапалиты, что привело к расколу в мадхьямаке. Хотя Б. тоже отрицал возможность независимого возникновения сущностей (нихсвабхава), для него пустотность (шуньята) не есть небытие вещей, а лишь обозначение того, что природа вещей лишена сущности. Он утверждал в соч. «Мадхьямака-хридая-карики» («Строфы о сущности мадхьямаки») и в автокомментарии к нему, что познание имеет особенный внешний объект (свалакшана), напоминающий атом саутрантики, но не существующий в абсолютном смысле (парамартха); появление же в сознании любого психофизич. феномена есть появление его значения. Согласно мыслителю, сфера знания состоит из «действительно истинного», в чем двойственность познания устраняется достоверным непосредственным восприятием, и «условно истинного», сохраняющего двойственность. Деструктивную позицию в полемике Буддхапалиты он дополнил позитивными доктринальными доводами (сватантра), в к-рых опирался на логику Дигнаги. Б. признавал два способа достоверного познания: непосредственное восприятие, схватывающее особенное в объекте, и вывод, схватывающий общее в нем. Первый способ он подразделял на чувственное, умственное и провидческое (йогическое) восприятие, а также самовосприятие. Любое непосредственное восприятие, не омраченное деятельностью рассудка, проникает в истинную действительность. С религ. т.зр., он проповедовал идеалы махаяны, доктрину четырех «тел» Будды. Б. принадлежит также трактат о расхождениях и спорах внутри буддизма, об образовании школ.


Лит.: Walleser M. Prajna-pradïpa, a Commentary on the Madhyamaka Sutra. Calc, 1914; Frauwallner E. Die Philosophie des Buddhismus. В., 1956; Iida Sh. Reason and Emptiness. Tokyo, 1980.

В.П. Андросов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика