«Би янь лу»

«Би янь лу» (кит. 碧岩錄, яп. «Хэкиган року», «Хэкиган сю») — «Записи лазурной скалы», др. назв. «Би янь цзи» — «Собрание [коанов] бирюзового утеса», полное назв. «Фо-го Юань-у чань-ши Би янь лу» — «Записи лазурной скалы чаньского наставника Полное прозрение, [поименованного] Плодом Будды». Авторитетнейший кит. сб. чаньских коанов (кит. гун-ань) в 10 цз., входящий в разд. «Чжу цзун» («Все школы») «Да цзан цзина» («Великая сокровищница канонов»), по определению Г. Дюмулена, «одно из самых выдающихся произведений мировой религ. лит-ры». Продукт коллективного творчества монахов школы чань (яп. дзэн), первоначальный импульс к-рому дал основатель линьцзи-цзун Линь-цзи И-сюань, а завершили Чун-сянь (Ли Инь-чжи, 980-1052) и Кэ-цинь (Ло У-чжу, 1063-1135), получивший от сунского имп. Хуй-цзуна (прав. 1100-1125) почетное наименование «Чаньский наставник Плод Будды» (Фу-го чань-ши), а от имп. Гао-цзуна (прав. 1127-1162) — «Полное прозрение» (Юань-у).

В X в. школа линьцзи-цзун стала самым влиятельным направлением чань-буддизма, и использовавшиеся в ее психологич. практике вербальные приемы начали записываться. Первое такое собрание из 100 «образцов», или «примеров», составил Фэнь-ян Шань-чжао (946/7-1024). Поскольку изложение «древней благодати» (гу дэ), т.е. слов и поступков старых мастеров, сопровождалось комментариями в форме кратких стихотворений-гатх, эти тексты были названы «воспеванием древности» (сун гу). Подобную деятельность продолжил Сюэ-доу Чун-сянь, использовавший также как источники «Цзин-дэ чуань дэн лу» («Записи о передаче светильника [годов] Цзин-дэ [1004-1007]», 1004) Дао-юаня и «Юнь-мэнь куан чжэнь чань щи гуан лу» («Расширенные записи [речей] Направляющего к истине чаньского наставника Юнь-мэнь [Вэнь-юаня (864-949)]», 1076). Почерпнув оттуда 82 и 18 коанов соответственно, он составил «сто образцов воспевания древности» (сун гу бай цзэ), снабдив их в качестве пояснений своими гатхами.

В XI в. применением коанов прославился сторонник линьцзи-цзун в версии ян-ци, восходящей к Ян-ци Фан-хую (992-1049), У-цзу Фа-янь (10247-1104), получивший прозвище Пятый патриарх (У-цзу), т.к. в конце жизни подвизался в монастыре на горе Пинмао в Хуанмэе (пров. Хубэй), переименованной в гору Пятого патриарха из-за того, что на ней основал монастырь и был похоронен 5-й патриарх Хун-жэнь. Учеником Фа-яня был высокообразованный и одаренный Кэ-цинь, к-рый в горной обители Линцюань (Духовный источник) в горах Цзяшань (Фэнчжоу пров. Хунань) по просьбе анахорета-мирянина Чжан Шан-ина в 1111-1118 на основе материалов Чун-сяня прочитал цикл лекций о «ста примерах воспевания древности» (сун гу бай ли), к-рые были записаны его слушателями и оформлены в книгу.

Название «Б.» восходит к начертанным Кэ-цинем у себя над дверью двум иероглифам би янь («лазурная скала»/«бирюзовый утес») из ответа на вопрос о горах Цзяшань в одном из коанов. В ответе речь шла о садящейся на лазурную скалу птице с цветком в клюве, что, очевидно, ассоциировалось со знаменитой проповедью Будды с цветами в руке на Соколиной/Коршуньей горе, где он, согласно чаньской легенде, впервые зафиксированной Ли Цзунь-сюем в «Гуан дэн лу» («Расширение Передачи светильника», ок. 1029), молча передал своему преемнику Махакашьяпе (см. Кашьяпа) «духовное сокровище» чань (см. Дхьяна), положив начало данному учению и школе.

К ста коанам и иллюстрирующим их гатхам Чун-сяня Кэ-цинь прибавил вводные наставления, комментарии и толкования. В итоге сложилась трех-пяти-семи-частная структура описания каждого из ста образцовых «казусов» «Б.». Вначале идет наставление Кэ-циня, затем исходный образец Чун-сяня, сопровождаемый вставным комментарием и отдельным толкованием Кэ-циня, а напоследок гатха Чун-сяня, также со вставным комментарием и отдельным толкованием Кэ-циня. Книга была опубликована при жизни Кэ-циня в 1128 и завоевала большую популярность. По ее образцу стали создаваться др. сборники коанов. Так, Цун-лунь (Линь-цюань лао-жэнь) на основе «ста образцов воспевания древности» Тоу-цзы Й-цина (1032-1083) в 1285 составил «Кун гу цзи» («Собрание долины пустоты- шуньяты»), на основе «ста образцов» Дань-ся Цзы-чуня (1064-1117) в 1295 — «Сюй тан цзи» («Собрание зала пустоты-вместимости»), а Вань-сун Син-сю (XIII— XIV вв.), следуя «ста образцам» ученика Цзы-чуня и зачинателя чаньского «молчаливого разумения» (мо чжао) Тянь-тун Чжэн-цзюэ (1091-1157), — «Цун гу лу» («Записи долины следования»). Самым известным и выдающимся в этом ряду, составившим достойную пару «Б.», стал сб. «У мэнь гуань» («Застава без ворот», 1229) У-мэнь Хуй-кая, в к-ром, однако, кол-во «случаев прозрения будд и патриархов» уменьшено до 48.

Т.о., сформировалась новая — письм. традиция чань, низлагавшая господство предшествующей установки на «незастаивание в письменах» (були вэнь цзы), что, кроме того, означало еще большую ассимиляцию в иероглифоцентричную кит. культуру. Пытаясь противостоять данной тенденции во имя «живых фраз» (хо цзюй) патриархов и используя чаньский шокирующий прием, ученик Кэ-циня и основатель «смотрящего речь», «созерцающего слова», «разговорного», или «устного» {кань хуа, хуа шоу) чань-буддизма Да-хуй Цзун-гао (1089-1163) сжег все доступные ему экземпляры и печатные доски «Б.», что не остановило распространение сборника и публикацию его в 1300 мирянином Чжан Син-юанем.

В эпоху Камакура (XII-XIV вв.) «Б.» попал в Японию, где стал одним из наиб, авторитетных текстов дзэн, особенно в школе риндзай-сю.

Вокруг Б. сложилась обширная кит.-яп., а в XX в. и зап. комментаторская традиция. Имеются переводы «Б.» на совр. кит. (Сюй Вэнь-гун, 1996), англ. (T.& J.C. Cleary 1977; Katsuki Sekida, 1995), частично на нем. (W. Gundert, 1960-1973: 68 случаев) и фрагментарно на рус. (A.A. Маслов, 2000; В.В. Малявин, 2004) яз.


Изд.: ТСД. Т. 48; Bi-yän-lu / Üb. von W. Gundert. Bd 1-3. München, 1964- 1973; Original Teachings of Chinese Buddhism, Selected from Transmission of the Lamp / Tr. by Chang Chung-yuan. N.Y., 1969; The Blue Clift Record / Tr. by T. & J.C. Cleary. Vol. 1-3. Bost.-L., 1992; Письмена на воде: Первые наставники чань в Китае / Сост., пер. A.A. Маслова. М., 2000, с. 555-576; Записки у голубой стены / Пер. В.В. Малявин // Антология дзэн. Челябинск, 2004, с. 181-187; Байхуа Би Янь лу («Би янь лу» на совр. яз.) / Пер. Сюй Вэнь-гун. Пекин, 2011.
Лит.: Blyih R.H. Zen and Zen Classics. Vol. 5. Tokyo, 1979; Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма: Индия и Китай. СПб., 1994. С. 262-269; Katsuki Sekida. Two Zen Classics. Shambhala Publications, 2005

A.И. Кобзев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика