Бодхи дерево

Бодхи дерево (санскр. бодхи-врикша, bodhivrksa) — дерево Просветления, под к-рым инд. отшельник Гаутама достиг состояния просветления, стал Буддой. Существует поверье, что Б.д. появилось в день рождения царевича Сиддхартхи (будущего Будды Шакьямуни). Оно принадлежит к виду древовидных фикусов (Ficus religiosa, разновидность дерева баньян), растущих ныне в большинстве буд. монастырей, а их отростки-саженцы произросли от Б.д., к-рое растет в Бодх-Гае (возраст нынешнего более 100 лет; считается пятым после просветления) и является одной из самых почитаемых святынь буддизма. Это крупное ветвистое дерево около 30 м высотой со светло-серым стволом и среднего размера сужающимся листом с удлиненным кончиком. На скульптурных панно раннего буддизма (напр., в Бхархуте, Санчи) дерево нередко символически обозначало Будду, облик к-рого, как тогда полагали, нельзя отобразить. Позднее в буд. искусстве соединили два образа — дерева и ступы (реликвария останков Просветленного) — в один, а именно: ступа с зонтиком над ней, иногда многоярусным. Так выглядит один из самых ритуально почитаемых объектов всех форм буддизма.

(пралая) нижних ее миров оно исчезает последним, а в период восстановления земных условий — вырастает первым. Все будды обретали просветление под Б.д. С ним связано множество легенд в каждом буд. монастыре. Согласно одной из самых ранних, царь Ашока (III в. до н.э.) приказал брахманам спилить его и сжечь в жертвенном костре, но Б.д. восстало в сиянии из пепла и пламени в целости и сохранности, после чего потрясенный царь велел омыть его молоком, и на следующее утро дерево вернуло прежнюю форму. Ашока огородил его каменной стеной и «назначил» святым местом империи, а отростки и саженцы послал с буд. миссиями во все близлежащие страны и сам стал ревностным буддистом. В иконографии врикша («дерево») весьма значимый элемент. Каждый период жизни Шакьямуни обозначается «своим» деревом: в саду Лумбини под деревом ашока (или шала) он родился, в Капилавасту под деревом джамбу достиг первой стадии созерцания, в Урувилва (рядом с Бодх-Гаей) под деревом ашваттха обрел просветление, в стране Малла под деревом шала вступил в окончательную нирвану (паринирвана).


Лит.: Минаев И.П. Буддизм: исследования и материалы. Т. I. Вып. 1- 2. СПб., 1887.

В.П. Андросов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика