Бодхичитта

Бодхичитта (санскр. bodhicitta, тиб. джанчуп сем, кит. пути синь, яп. бодайсин) — в буддизме мысль, нацеленная на пробуждение, или просветление (бодхи). Хотя термин Б. появляется в нек-рых протомахаянских текстах традиц. буддизма (напр., «Махавасту»), свое доктринальное значение он получает в махаяне. Здесь Б. обозначает сознательное решение бодхисаттвы достичь просветления ради освобождения всех живых существ от духкхи (неудовлетворенность, страдание). Как и понятие бодхи, Б. можно толковать и как определенное состояние (здесь: намерение, предваряющее вступление на путь бодхисаттвы и служащее мотивом и осн. движущей силой продвижения по этому пути), и как процесс, к-рый к нему ведет (марга). Однако Б. предполагает нек-рые дополнительные сложности: если Б. — это определенное психич. состояние (дхарма), то, как и любое другое состояние, оно преходяще (см. Кшаникавада) и требует специального культивирования (т.е. сознательного возобновления). Этот процесс не будет отличаться от процесса обретения Б. В махаянской лит-ре Б. тесно связана с определенными чувствами (сострадание ко всему живому — кару на), мыслями (напр., о пробуждении) бодхисаттвы, а также с рядом ритуалов: словесной формулой торжественного обета бодхисаттвы, действиями и жестами. В концепции татхагата-гарбха Б. отождествляется с врожденным состоянием всех живых существ. Шантидэва и др. буд. авторы считают намерение обрести Б. настолько сильным, что одного его появления уже достаточно, чтобы, даже вопреки аморальному поведению индивида, обеспечить его духовный прогресс (Б. сравнивается с драгоценным камнем, спрятанным в куче навоза). Намерение, т.о., в итоге совпадает с реализованной целью, начало пути — с его концом. Камалашила различает два вида Б.: конвенциональный, или эмпирический (самвритти-бодхичитта), — все, что связано с ритуалом (обет боддхисаттвы и т.п.); и абсолютный (парамартха-бодхичитта) — реализация внутренней потенции.

В ваджраяне Б. считается несокрушимым ядром (ваджрой) тела, речи и ума. В индивидуальном ритуале Б. — энергия, отождествляемая с мужским семенем и упая (средствами), в отличие от женского начала — праджни (мудрость), с к-рой она воссоединяется (см. Праджня — упая). Фактически концепция Б. предполагает присутствие скрытого «совершенства» в любом, даже самом низком существе, что позволяет ему рассчитывать на спасение (в этом отношении Б. можно сопоставить с понятием благодати монотеистич. религий).


Лит.: Minoru Kiyota. Tantric Concept of Bodhicitta: A Buddhist Experiential Philosophy (an Exposition Based upon the Mahavairocana-sutra, Bodhicitta-sästra and Sokushin-jobutsu-gi). Madison, 1982; Harvey P. Consciousness Mysticism in the Discourses of the Buddha // Werner K. (ed.). The Yogi and the Mystic. Richmond, 1989; Brassard F. The Concept of Bodhicitta in Säntideva's Bodhicaryävatära. Albany, 2000; White K.R. The Role of Bodhicitta in Buddhist Enlightenment / Includes Translations of Bodhicitta-sästra, Benkemmitsu-nikyoron, Sammayakaijo. N.Y., 2005.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика