Бодхидхарма

Бодхидхарма (санскр. Bodhidharma, кит. Путидамо, сокр. Дамо, яп. Бодайдарума, сокр. Дарума; V-VI вв.) — инд. буд. монах, в чань-буддизме традиционно считается 28-м буд. патриархом, 1-м патриархом школы чань-цзун. Предположительно родился в Юж. Индии, возможно в Мадрасе, был третьим сыном правителя. Более 40 лет учился в буд. монастырях, по нек-рым сведениям, основанных школой дхарма- гуптака, где в совершенстве овладел методом медитации. Согласно различным источникам, между 470 и 527 отправился в Китай (наиб, вероятная дата прибытия в Кантон — 520). Согласно «Лоян цзюэлань цзи» («Хроники общины Лояна», 547)— наиб, раннего из дошедших до нас источников, в к-рых упоминается Б., некий миссионер под этим именем выразил восхищение видом пагоды Юннин-сы (Вечного покоя) и провел перед ней в молитвенном поклоне неск. дней. Сообщается, что Б. встречался с имп. Лян У-ди (прав. 502-549) и на вопрос последнего: «Есть ли заслуги в покровительстве буддийским монастырям, строительстве пагод и прочего?» — дал недвусмысленно отрицательный ответ. Хотя в дискуссии о том, что считается «заслугой» (пунья) в буддизме, Б. занимал позицию школ мадхья- мака и виджнянавада, он не нашел понимания у императора. В результате ему пришлось покинуть Лоян и отправиться в соседнее царство Вэй, где он поселился рядом с монастырем Шаолинь-сы. В агиографич. источниках упоминается, что Б. провел 9 лет в безмолвном созерцании стены в пещере неподалеку от вершины Укунфэн в горах Суншань. Сообщается, что Б. умер на берегу р. Лобиньхэ в 536 и был погребен в горах Сюнъэршань в Хэнани.

Учение Б. продолжило традиции «Ланкаватара-сутры», четыре свитка к-рой он передал своему ученику и преемнику Хуй-кэ (487-593), и сводится к концепции «двух проникновений» в суть проповеди «Ланкаватары» и практики «созерцания стены» (трактат «О двух проникновениях и четырех практиках», кит. «Дамо сы син гуань»). «Проникновение в принцип» (кит. оку ли) предполагает осознание «истинной реальности» и «изначально чистой природы всех живых существ», что достигается в процессе «сидячего созерцания стены» (кит. би гуань). «Проникновение в практику» (кит. оку ши) осуществляется благодаря следованию таким правилам: исходя из того, что все причинно обусловлено, следует равнодушно относиться к счастью и несчастью; не испытывать ненависти к причиняющим тебе вред; освободиться от страстей и стремлений; во всем следовать Учению Будды. По преданию, Б. также сформулировал четыре осн. принципа чань-буддизма, предписывающих поддерживать «особую передачу традиции вне учения (вне наставлений)»; «не опираться на слова и письменные знаки»; «указывать непосредственно на сознание»; «выявляя собственную природу, становиться Буддой». Чаньская традиция приписывает Б. первоначальную разработку в кит. буддизме учения о «не-сознании» (трактат «О не-сознании»).

В краткой форме суть учения Б, изложена в Предисл. к трактату «О двух проникновениях и четырех практиках»: «Успокойте свое сознание, занимайтесь обыденными делами, пребывайте в естественности, практикуйте методы, ведущие к Просветлению, — все это и есть Путь Великой Колесницы, к-рый ведет к умиротворению сознания и свободен от любых ошибок». Учение Б. первоначально называлось «школой Дхармы умиротворения сознания» и «школой единой колесницы». Оно оказало значительное влияние на культуру стран Дальнего Востока.


Лит.: Fame В. Bodhidharma as Textual and Religious Paradigm // History of Religions. 1986. Vol. 25. No. 3. P. 187-198; id. Le traité de Bodhidharma: Première anthologie du bouddhisme Chan. P., 1986; Broughton J.L The Bodhidharma Anthology: The Earliest Records of Zen. Berk., 1999; Письмена на воде: Первые наставники Чань в Китае / Пер. с кит., исслед. и коммент. A.A. Маслова. М., 2000.

С.Ю. Лепехов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика