Бодонг Панчен

Бодонг Панчен (тиб. Во dong pan chen, доел. «Великий ученый из Бодонга», 1376— 1451). Тиб. религиозный деятель, мыслитель, переводчик, художник и врач. За мастерское владение техникой диспута (см. Диспут в тибетском буддизме) получил также имя Джикдел Чокле Намгьял («Полный победитель во всех направлениях света»). Был 33-м настоятелем монастыря Бодонг Е, основанного в 1049 тиб. ученым школы кадет Мудра Ченпо. Собрание сочинений Б.П. включает ок. 150 т. текстов по философии, лит-ре, поэзии, медицине, живописи, архитектуре, астрологии и духовному обучению. Гл. соч. «Собрание Таковости» («Деньи дуйпа») — это составленная Б.П. антология буд. текстов в 133 томах, по 1 тыс. стр. в каждом, переведенных с санскрита его предшественниками (сокр. версия антологии состоит из 20 т., в самой краткой версии всего 1 т.). Б.П. создал обширный комментарий к «Калачакра-тантре» (см. Калачакра), а также наставления по практике двух из «шести йог» (санскр. шаданга-йога) калачакры. Б.П. стал одним из учителей Далайламы I — Гендун Друпа и почтил своего ученика титулом Всеведущего (тамче къенпа), когда тот успешно ответил на все его фил ос. вопросы. Так установилась особая связь Б.П. с линией далай-лам. Был учителем 1-го панчен-ламы Кедруп Гелек Пелсанга. Обучал учеников всех буд. традиций, поэтому иногда Б.П. называют «учителем риме» (тиб. риме — букв, «непредвзятый», «вне разделений»).

В конце жизни Б.П. основал монастырь Бодонг Пелмо Чойдинг вблизи оз. Пэлку в Зап. Тибете. Благодаря трудам Б.П. традиция монастыря выделилась в самостоятельную школу бодонг, не получившую широкого распространения, но сохранившуюся до наших дней (см. http://www.bodong.org). Возможно, популярность трудов Б.П. была бы больше, однако тиб. историки господствующей школы гелук ошибочно отожествили его с Джонанг Чокле Намгьялом (1306-1386), деятелем из запрещенной Далай-ламой V школы джонанг. Философия «инопустоты» (тиб. шентонг; см. Шентонг — рантонг), к-рая утверждалась в этой школе, в гелук не принималась. В действительности же Б.П. придерживался взглядов прасангикимадхьямаки, разделяемой и гелук, и в его собрании соч. имеются комментарии к осн. произведениям Нагарджуны и Чандракирти.


Лит.: Smith E.G. Buddhist Literary and Practical Arts according to Bo Dong Pan chen Phyogs las rnam rgyal // Among Tibetan Texts. Bost., 2001. P. 179-208; Chok Tenzin Monlam. Life and Works of Bodong Chokley Namgyal // The Tibet Journal. 2005. Vol. 30. No. 3.

M.H. Кожевникова, A.A. Терентьев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика