Бон

Бон (тиб. bon, «религия», «доктрина», «религ. закон», «явления», «сущностная природа бытия»). Общее наименование ряда духовных традиций Тибета.

1. Доме-бон (синоним лхачой), «доисторический бон», — древние религии Тиб. плато, согласно к-рым мир населен богами и духами и их нужно умиротворять посредством различного рода подношений и практик. Большинство придерживающихся этих верований к VII-VIII вв. обратились в юндрунг-бон.

2. Юндрунг-бон, «бон свастики» (юндрунг — «свастика»), «неизменный бон», или бон ньинма, «древний бон», — учение будды из страны Такзик (возможно, относилась к т.н. археологическому комплексу Бактрия-Маргиана) по имени Мура Тахен, известного в Шангшунге (древняя империя, занимавшая терр. Тиб. плато и нек-рые сопредельные области) и Тибете как Тонпа Шенрап Мивоче (Великий учитель человечества).

3. Бон сарма, «новый бон», — синкретич. традиция, объединяющая элементы юндрунг-бон и инд. буддизма, возникшая в VIII в., когда по указу тиб. царя Трисон Децена (742-797) практиковать юндрунг-бон наряду с буддизмом бонпо («последователь [учения] бон») Дренпа Намка и переводчик Вайрочана объединили аспекты бонских и буд. практик. Т.о., новый Б. базировался на доктринах юндрунг-бон, но в практике следовал смешанной системе. Новый Б. впоследствии был запрещен, а тексты, по преданию, уничтожены, вывезены или спрятаны, как и др. «сокровенные книги» (терма) буд. традиции. В наст, время новый Б. в основном распространен в Вост. Тибете, где возродился в XIX в. в рамках внешкольного движения риме.

4. Смешанный Б. (англ. mixed bon) — результат соединения Б. с элементами др. религ. систем: индуизма, даосизма, традиций гималайских племен, шаманизма и даже христианства.

Самой известной традицией Б., с к-рой его чаще всего ассоциируют, является юндрунг-бон. Его доктрина систематизирована в текстах, вошедших в Кангьюр и Катен. Позднее появление канонич. собрания текстов юндрунг под назв. «Катен» (букв. «[Учения,] опирающиеся на слова [Будды]») объясняется тем, что в период введения буддизма в Тибете в VIII в. Б. был запрещен, а книги уничтожены. Благодаря «обнаружению» текстов терма (большинство их было «открыто» к XVIII в.) осн. корпус текстов юндрунг-бон в конце концов был восстановлен (новая редакция закончена к наст, времени). Традиции юндрунг-бон, к-рые не были уничтожены или были сокрыты, а затем возрождены, сохраняются до наших дней и называются по-тиб. кама.

Согласно текстам юндрунг-бон, Шенрап Мивоче родился в местности Олмо Лунгринг, центр, регионе Такзика (возможно, на Памире). По мнению тиб. проф. Намке Норбу, Тонпа Шенрап родился в 1917 до н.э. Не существует единой научной т.зр. и на время и место появления этой традиции Б.: идеи отождествления юндрунг-бон с шаманизмом, митраизмом и т.п. отвергнуты совр. исследованиями. Д. Снеллгров, напр., предположил, что это т.н. центральноазиатский буддизм, пришедший в Тибет задолго до проникновения буддизма в VIII в. Отчасти с ним соглашается Д. Мартин, но считает, что какие-то элементы учения появлялись в то или иное время в различных географич. точках (модель «интернационального Будды»). Др. исследователи придерживаются мнения, что юндрунг-бон является отдельной независимой традицией.

В учении юндрунг-бон различают три «пути»/уровня и четыре осн. категории текстов: 1) понлам, «путь отречения», к к-рому относятся две группы текстов: Доде — общие учения Шенрапа и Бумде — 100 000 учений «запредельной мудрости». Эти тексты можно условно соотнести с сутрами инд. буддизма; 2) гьюрлам, «путь преображения», связанный с текстами Гьюде, или тантрами; 3) дролам, «путь самоосвобождения», к к-рому принадлежат тексты традиции дзогчен («великое совершенство»; также менгак — «сущностные наставления»). Дзогчен — центр, учение юндрунг-бона, его высший раздел; тиб. буд. версия дзогчена во многом является вторичной по отношению к бонскому дзогчену (бонпо дзогчен), у к-рого, как считается, были три осн. линии передачи учения под общим назв. адзог нъенсум: атри («руководство к реализации изначального состояния»), дзогчен янгце лонгчен («великий простор непревосходимого великого совершенства») и шангшунг ньенгью («устная традиция Шангшунга»).

Все тексты юндрунг-бон подпадают еще под две осн. классификации: «девять путей бон» (текпа римгу бон) и «четверо врат [бон] и пятая — сокровищница» (гоши дзонга). Тексты «девяти путей бон», в свою очередь, подразделяются на два уровня: тексты гьюи бон {«бон причины») и тексты дребу бон («бон плода»). Первая категория содержит учения, постепенно ведущие учеников к высоким воззрениям через удаление различного рода препятствий посредством ясновидения, астрологии, ритуальной магии и медицины. Вторая — учения, непосредственно направленные на достижение состояния будды (сангъепа).

Космология юндрунг-бон представлена по-разному на всех уровнях учения. По учению гьюи бон, вселенная возникла из пустого пространства, где присутствовали пять латентных причин, к-рые привел в движение Тригьял Кукпа, праотец йе, издав звук «Ха». Эти причины проявились как пять первостихий, из к-рых состоит физич. вселенная. Из сущности пяти первостихий возникли два космич. яйца, к-рые треснули и открылись. Из одного яйца проявились свет, благие качества, добро, т.е. позитивное измерение йе, а также боги-небожители {лха) и предки людей. Из другого — тьма, неблагие качества, болезни, загрязнения, сумасшествие и т.д., т.е. негативное измерение нгам, а также демоны-небожители (дуд) и различные вредные духи (дре). (Этот миф о праистоке (манг) не единственный, есть много и др. версий.) Двойственная природа внешней вселенной отразилась и во внутр. измерении человека, т.к. у каждого человека есть «бог и демон, родившиеся одновременно (с ним)» (лхенчик къепе лха донг дуд, или лхандре), т.е. позитивные и негативные личные качества. Через «внутренних» богов и демонов внешние силы вселенной могут воздействовать на жизнь человека. Существует множество ритуалов гармонизации «внутреннего и внешнего» (чи нанг).

Внешняя вселенная разделяется на три мира (сисум): мир небес (нам), мир земли, или средний мир (бар), и мир вод, или нижний мир (ок). В мире небес живут небесные боги и демоны (лха, дуд); в среднем мире — боги и духи срединного пространства (ньен), люди и животные; в нижнем мире — боги и духи воды (лу). Центр, осью трех миров является мировая гора (рирап), окруженная четырьмя континентами и восемью островами, покоящимися в мировом океане, к-рый замкнут по периметру хребтом огнедышащих вулканов.

Согласно учению текстов дребу бон, наша вселенная, именуемая «трехтысячной» (тонсум), состоит из миллиарда миров, сходных с нашим. Каждый мир возникает вследствие коллективной кармы существ, рождающихся в нем, и уникален; он воспринимается существами по-разному. Одни видят его плоским, другие — овалом, полусферой, сферой, квадратом и т.д. Восприятие мира зависит от накопленных прежде кармических следов (бакчак; санскр. васана). Тонсум — это сфера учения (дулшинг) будды Шенрапа (трулку, санскр. нирмана-кая). Огромнейшая группа вселенных, составленная из 1034 миров, — сфера учения Шенлха Окара (дзогку, санскр. самбхога-кая). Дулшинг Кунту Санпо (бонку, санскр. дхарма-кая) не имеет предела. Все «три тела» (санскр. трикая) возникают из природы ума (семнъи) Тонпа Шенрапа. Существа, перерождающиеся в этих бесчисл. мирах, подразделяются на шесть классов (рикдрук), как и в буддизме.

На уровне тантры вселенная представлена как мандала тантрических божеств (йидам лха). В дзогчене рассматривается не конфигурация вселенной, а механизм, к-рый приводит каждое существо, находящееся в промежуточном состоянии (бардо; см. Антарабхава), или к формированию его сансары, или к достижению состояния будды.

Последователи юндрунг-бон стремятся к прекращению страданий и выходу из круговорота сансары. Основа практич. этики — стремление достичь состояния будды (джанчуп сем; санскр. бодхичитта) ради блага всех существ, сострадание (нъиндже/тукдже; санскр. каруна), отказ от десяти неблагих деяний (мигева чу). В текстах всех трех «путей» представлены раз л. толкования и суждения по теории достоверного познания (цема, санскр. праманавада) юндрунг-бон, признаются в качестве опорных три достоверных источника познания: 1) «слова Будды» (см. Буддха-вачана), 2) слова последующих пробужденных учителей и 3) практич. опыт, включающий чувственное восприятие и логич. познание.

Монашеская дисциплина (дулгъю) в юндрунг-бон, согласно традиц. источникам, была установлена самим Шенрапом. Ньяме Шерап Гьялцен (1346-1415) реформировал монашескую традицию Б., составил новые программы обучения в монастырях (шедра), дающие квалификацию геше, восстановил монастырь Йеру Венсака, ставший под новым назв. Таши Менри гл. центром бонского монашеского обучения. Разрушенный после подавления тиб. восстания 1959, он был воссоздан тиб. эмигрантами в Доланджи, Индия.


Лит.: Чогъял Намкай Норбу. Друнг, Дэу и Бон: Традиции преданий, языка символов и бон в древнем Тибете / Пер. с англ. М., 1997; Кагтау S.G. The Arrow and the Spindle: Studies in History, Myths, Rituals and Beliefs in Tibet. Kathmandu, 1998; GurungB.C. Bon in Himalaya. Kathmandu, 2003; BellezzaJ.V. Spirit-mediums, Sacred Mountains and Related Bon Textual Traditions in Upper Tibet: Calling down the Gods. Bost., 2005; Reynolds J.M. The Oral Tradition of Zhang-Zhung: An Introduction to the Bonpo Dzogchen Teachings of the Oral Tradition from Zhang-Zhung Known as the Zhang-zhung snyan-rgyud. Kathmandu, 2005; bSam gtan Chos phel. gSang sngags rnying ma dang g.yung drung bon gyi lugs gnyis las byung ba'i theg rim pa dgu'i rnam bzhag (Анализ происхождения девяти путей доктрины юндрунг-бон и традиции древних тантр ньингма). Sarnath, 2006; Ermakov D. Be and Bön: Ancient Shamanic Traditions of Siberia and Tibet in Their Relation to the Teachings of a Central Asian Buddha. Kathmandu, 2008; Ramble Ch. The Navel of the Demoness: Tibetan Buddhism and Civic Religion in Highland Nepal. N.Y., 2008; Namdak Yondzin Lopön Tenzin. Masters of the Zhang Zhung Nyengyud: Pith Instructions from the Experiential Transmission of Bönpo Dzogchen / Trans. & ed. by C. Ermakova & D. Ermakov. N.D., 2010.

Д.Э. Ермаков

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика