Божэ-сюэ

Божэ-сюэ — «учение о высшей мудрости» («высшая мудрость» — санскр. праджня, кит. божэ). Течение в кит. буддизме махаяны. В период правления дин. Вэй (220-265) и Цзинь (265^20) было одним из двух, наряду с «учением о медитации/созерцании» (чань-сюэ; санскр. дхьяна), наиболее влиятельных направлений, получившее распространение гл. обр. на юге Китая. Стало распространяться после того, как в конце периода правления дин. Вост. Хань (25-220) Чжи-чэнь (Локакшема) перевел «Аштасахасрика-праджняпарамита-сутру» («Сутра о запредельной Премудрости в 8 тысяч шлок») и в Китае получили широкое хождение праджняпарамиты сутры. Осн. внимание уделяло изучению и толкованию смысла этих текстов.

В интерпретации первых кит. переводчиков праджняпарамитских сутр весь мир рассматривался как содержащий два аспекта — «чувственное» (сэ) и «сознание» (синь). Первый, с их т.зр., указывал на материальный мир, второй — на духовный аспект бытия. Считалось, что «чувственное» иллюзорно, «сознание» тоже не имеет материальной субстанции, собств. природа обоих — шуньята-«пустота». В «Сутре о запредельной Мудрости» говорится: «Иллюзия (пустота) и чувственное (форма) неотделимы друг от друга; чувственное есть иллюзия, иллюзия есть чувственное». Учение Б. слилось с популярным в тот период «учением о сокровенном» (сюанъ-сюэ). Впоследствии появилось множество др. переводов праджняпарамитских сутр, выполненных в традиции школы Кумарадживы и по-разному объясняющих смысл учения о праджне; различие этих толкований послужило основанием для определения этого направления кит. буддизма как «семь учений шести школ» (лю-цзя ци-цзун); оно получило продолжение и достигло наивысш. развития в учении Сэн-чжао.

Б. оказало влияние на различные направления кит. махаяны в период Южных и Северных династий (420-589), дин. Суй (581-618) и Тан (618-907), в т.ч. на школу саньлунь-цзун.


Лит.: Тан Юн-тун. Хань Вэй лян Цзинь Нань-бэй-чао фо-цзяо ши (История буддизма в [эпохи] Хань, Вэй, двух Цзинь, Южных и Северных династий). Т. 1-2. Пекин, 1963; Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Т. 1. Пекин, 1980.

Н.В. Абаев, С.Ю. Лепехов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика