Буддхабхадра

Буддхабхадра (санскр. Buddhabhadra, букв. «Пробужденная мудрость», кит. Фотобатоло, Фотоцзяньтоло, Футоупото). 359, Сев. Индия, Нагахара, — 429, Цзянькан (совр. Нанкин). Буд. переводчик, монах, наставник медитации. Согласно биографии, изложенной в «Гао сэн чжуани» («Жизнеописания достойных монахов»), его семья происходила из рода Шакья, потомков Амритоданы — дяди Будды Шакья-муни. В раннем детстве лишился родителей, воспитывался у родственников по материнской линии. После принятия монашеских обетов совершенствовался в изучении буд. лит-ры, медитации (санскр. дхьяна, кит. чань; см. также Медитация в буддизме) и уставе (санскр. виная, кит. люй). Долгое время жил в Кашмире. По просьбе монаха Чжи-яня из царства Цинь отправился в Китай, спустя три года прибыл в обл. Цинчжоу (в совр. пров. Шаньдун), оттуда направился к Кумара-дживе в Чанъань (406 или 408). Принимал участие в диспуте с Кумарадживой. Из-за разногласий, возникших в чанъаньской сангхе, Б., несмотря на уговоры правителя Яо Сина, отправился в 411 на юг, к Хуй-юаню. Провел в горах Лушань ок. года, затем переселился в Цзянлин. Не принял кит. обычаев. Практиковал медитацию, стремился к тишине. По своему образованию был ближе к буддизму хинаяны, нежели махаяны, однако в ряде источников он назван «наставником по медитации махаяны», что еще раз свидетельствует о слабом понимании различий между течениями буддизма в Китае того времени.

В кит. буддизме Б. известен прежде всего как переводчик. В 418 приступил к переводу начального раздела «Сутры цветочной гирлянды» (санскр. «Аватамсака-сутра») в 36 тыс. гатх, доставленной из Хотана Чжи Фа-лином. Вместе с Фа-сянем предпринял перевод «Махасангхика-винаи» («Мохэ сэн ци люй» — «Великое множество монашеских обетов»; ТСД, № 1425). Также Б. были переведены на кит. яз.: «Буддха-анусмрити-самадхи-сутра» (кит. «Гуань фо саньмэй хай цзин» — «Сутра о постижении самадхи Будды»; ТСД, № 643) в 6 цз.; «Махапаринирвана- сутра» («Сутра о великой паринирване»; ТСД, № 376) совм. с Фа-сянем; и др., всего 15 текстов общим объемом в 117 цз.


Лит.: Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжу- ань) / Пер. с кит., исслед., коммент. М.Е. Ермакова. Т. 1. М., 1991. С. 150-154; Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма: Индия и Китай. СПб., 1994.

М.В. Анашина

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика