Бутон Ринчендуп

Бутон Ринчендуп (тиб. Bu ston rin chen grub), вар. Будон Ринчендуб (1290-1364). Тибетский буд. ученый, историк, переводчик, кодификатор и редактор тиб. канона буд. текстов (см. Кангьюр; Тенгьюр). Автор многочисленных трудов по буд. философии и практике, составивших 30-томное собр. соч., целиком не сохранившееся. Самым известным является соч. «История буддизма» («Чойджунг», 1322; англ. пер.: 1931-1932; рус. пер.: 1999).

Согласно источникам, с ранних лет Б. проявил удивительные способности и устремления. Считался перерождением кашмирского пандита Шакьяшрибхадры (1127-1225). Его отец Гьялцен Пелсанпо, лама школы ньингма, и мать Сонамбум практиковали учение тантры (см. Ваджраяна). Сам Б. познакомился с традициями многих буд. школ, изучал тексты винаи, абхидхармы, праджняпарамиты сутры и шастры. Принято причислять его к школе кадет, предшественнице школы гелук. Среди его учителей называют ламу Кунга Лодрой Гьялцена (1312-1375), кроме того, Б. причисляют к линии преемственности, восходящей к Шонну Цултриму (известному как Карчун Рингмо), комментатору текстов Праджняпарамиты и «Абхисамая-аланкары». К этой же традиции впоследствии принадлежал и знаменитый автор «Голубых анналов» («Дептер нгонпо») Гой-лоцава Шоннупел (1392-1481). Как и большинство ученых лам, Б. был буддистом-практиком, в частности, вместе с небольшой группой последователей практиковал калачакру. Б. и его учитель Долпопа из школы дэюонанг почитаются как два самых выдающихся учителя калачакры в Тибете. Эту традицию в честь Б. назвали бупа или шалупа, по имени монастыря, где долгие годы пребывал Б. Среди учеников Б., унаследовавших его интерес к истории и хронологии, известен знаток «Гухьягарбха-тантры» и дзогчена Юнтон Дорджепел (1284-1365), принявший участие в нескончаемых уточнениях времени рождения и нирваны Будды.

В 1319/1320 Б. стал настоятелем монастыря Шалу (тиб. область Цанг) и руководил им 37 лет. В Шалу Б. редактировал свезенные из разных собраний переводы буд. книг (в т.ч. тексты Трипитаки из Нартанга), классифицировал и объединил их в два комплекта текстов, Кангьюр и Тенгьюр. Тем самым он завершил многовековой труд тиб. ученых по их описанию и систематизации. Кроме того, Б. составил каталог (тиб. карчак, букв, «оглавление») всех собранных и систематизированных текстов, а также каталог тантр, с указанием кол-ва глав, разделив т.н. новые тантры на четыре класса: крия-, чаръя-, йога- и ануттара-йога-тантры (классификация предложена Дромтонпой, 992-1074). Т.н. старые тантры с их санскр. оригиналами, всего 25 соч., были включены в небольшой отдел «Старые тантры» (Ньин- гью) Кангьюра. Но не все «старые тантры» попали в канон, ибо сам Б. сдержанно относился к включению в Кангьюр ранних переводов тантр школы ньингма.

В 1322 в Шалу Б. завершил «Историю буддизма». Это первое систематическое историческое соч. в Тибете включало четыре части: «Обзор буддийских учений», «Возникновение буддизма и его развитие в Индии», «История буддизма в Тибете», «Систематический каталог литературы, переведенной на тибетский язык» с важной главой «История возникновения и развития йога-тантры, „Гухьясамаджа-тантры", „Чакрасамвара-тантры"». в истории буд. школ Б. также перечисляет тексты, кратко излагая их содержание. Во времена Б. еще были в сохранности многие санскр. оригиналы тиб. текстов, позже безвозвратно пропавшие. Главы, посвященные обзору буд. текстов, стали основой для дальнейшей работы по составлению каталогов Кангьюра. Одно из важных достоинств этого труда — установление точных датировок. Хронологич. выкладки Б. за редким исключением стали опорными для всей последующей тиб. историографии.

Труд Б. стал неоценимым источником для историков, религиоведов и философов. В европ. буддологии первым отметил «Историю буддизма» венг. тибетолог А. Чома де Кёрёши (1784-1842). Рос. буддолог В.П. Васильев (1818-1900) в переводе «Истории буддизма в Индии» Таранатхи неоднократно ссылается на труд Б. Отдельные части «Истории» переводил акад. Ф.И. Щербатской (1866-1942). Он также перевел заметки Б. по абхидхарме школы сарвастивада. Большое внимание уделил Б. исследователь классич. индо-буддийской философии А.И. Востриков (1904-1937) в кн. «Тибетская историческая литература» (1962). Однако главную роль сыграл рос. буддолог Е.Е. Обермиллер (1901-1935), опубликовавший в 1931- 1932 перевод первых трех частей «Истории» с тибетского на англ. яз., благодаря к-рому имя Б. вошло в совр. науку.

Сочинения Б. были изданы факсимиле Л. Чандрой в изв. серии «Sata-pitaka» (1965-1971). Подробное жизнеописание Б. составил его ученик Ринчен Намгьял («Кенчен тамче кьенпа Бутон лоцаве нампар тарпар джопе там ньинпе меток» — «Жизнеописание махапандиты всеведущего Бутона-лоцавы, именуемое „При- горшня цветов"», 1366).


Соч.: History of Buddhism (Chos-hbyung) by Bu-ston... / Transi, from Tibetan by Dr. E. Obermiller. Heidelberg, 1931-1932; The Collected Works of Bu ston / Ed. by Lokesh Chandra from the Collections of Raghu Vira. N.D., 1965-1971; Le traité du Tathâgatagarbha: traduction du De bzhin gshegs pa'i snying po gsal zhing mdzes par byed pa'i rgyan / de Bu ston rin chen grub / par D.S. Ruegg. P., 1973; Der Tantra-Katalog des Bu ston im Vergleich mit der Abteilung Tantra des tibetischen Kanjur / Studie, Textausgabe, Konkordanzen und Indices H. Eimer. Bonn, 1989; Bu ston's History of Buddhism in Tibet / Critically Edited with a Comprehensive Index by J. Szerb. Wien, 1990; Будон Ринчендуб. История буддизма (Индия и Тибет) / Пер. с тиб. Е.Е. Обермиллера, пер. с англ. A.M. Донца. СПб., 1999; Jewellery of Scripture by Bu-ston / Transi, from Tibetan by Dr. E. Obermiller; with an introd. by Prof. Th. Stcherbatsky. D., 2005.
Лит.: Csoma de KorosiA. Enumerations of Historical and Grammatical Works to Be with in Tibet // JASB. 1838; Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература. Ч. 3. История буддизма в Индии. Сочинение Даранаты / Пер. с тиб. СПб., 1869; Stcherbatskoi Th. Notes de littérature bouddhique. La littérature Yogacara d'après Bouston // Le Museon. 1905. Vol. 6. No. 1; Цыбиков Г.Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета. Пг., 1918; Востриков А.И. Тибетская историческая литература. М., 1962; Ruegg D.S. The Life of Bu ston Rin po ehe: With the Tibetan Text of the Bu ston rnam thar. Roma, 1966; Tarthang Tulku. Guide to the Nyingma Edition of the sDe-dge bKa'-'gyur / bsTan-'gyur. Vol. 1. Calif, 1980; Пубаев P.E. Пагсам-чжонсан. Памятник тибетской историографии XVIII века. Новосиб., 1981; Введение в изучение Ганчжура и Данчжура: Историко-библиографический очерк. Новосиб., 1983; Roerich G. The Blue Annals. D., 1988; Dratshadpa Rinchen Namgyal. A Handful of Flowers: A Brief Biography of Buton Rinchen Grub / Transi, by H. van den Bogaert. Dharamsala, 1996; Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя летопись / Пер. с тиб. Ю.Н. Рериха; пер. с англ. О.В. Аль-бедиля и Е.Ю. Харьковой. СПб., 2001; Островская-мл. Е.А. Тибетский буддизм. СПб., 2002.

В.М. Монтлевич

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика