Чандракирти

Чандракирти (санскр. Candra-kirti, букв. «Славящий луну») — буд. мыслитель VII в. из Юж. Индии, относящийся к прасангика-мадхьямаке, настоятель монастыря Наланда, автор ок. дюжины религ.-филос. трактатов, большинство из к-рых суть комментарии к трудам Нагарджуны и Арьядэвы. Ч. известен как непревзойденный мастер диспута, к-рый, логически опровергая доводы оппонентов, как правило, сводил их к абсурду (прасанга). Этот метод негативной диалектики, позволяющий автору, не обозначая собственной т.зр., подвергать деструкции категории и понятия оппонентов, разрушать их логич. аргументацию, применялся и применяется буддистами всегда, но именно Ч. сделал его искусством, отстаивая его строгие критерии в полемике со своим предшественником Бхававивекой (VI в.). Согласно Ч., значение этого метода в том, что он есть средство (упая) очищения ума от доктринально-рассудочного конструирования — главной преграды на пути освобождения. Поэтому участие мадхьямиков в диспутах — это акт сострадания к мыслителям, заблудшим среди лжеидей и лжезнаний, ибо абсолютная истина невыразима и постигается только интуитивно, посредством правильных техник медитации. Заметный вклад Ч. внес и в мадхьямаковское учение о двух истинах (см. Две истины). По его мнению, высшая истина (парамартха) святых есть молчание, и ее нельзя выразить вербально в отличие от условной истины (самврити), к-рая покрывает все вокруг неск. покровами; задача последних сокрыть, во-первых, подлинную природу (таттва) всего воспринимаемого, во-вторых, его взаимозависимость. Ему же принадлежит типология уровней условной истины, к-рая признается средством обретения абсолютной истины.

«Прасаннапада» («Ясное истолкование») — полемич. труд Ч., являющийся комментарием (вритти) к строфам «Муламадхьямака-карики» Нагарджуны. Первое критич. издание санскр. источника осуществил Л. де л а Валле-Пуссен (сер. Библиотека Буддика, т. IV, 1903-1913). Именно «Прасаннапада» свидетельствовала об окончательном разделении мадхьямаки на две подшколы: критикуемую в трактате сватантрику, основанную Бхававивекой, и прасангика-мадхъямаку, установленную Ч. Структурно «Прасаннапада» идентична «Муламадхьямака-карике» и состоит из 27 глав, в каждой из к-рых рассматриваются отдельные понятия оппонентов. Трактат был и остается предметом изучения всеми монахами тиб.- монг., а также рос. буддизма, особенно представителями школы гелук, непосредственно продолжающей традиции прасангика-мадхьямаки.

Известный трактат Ч. «Мадхьямака-аватара» («Обретение Срединности») посвящен мадхьямаковскому учению о пустотности (шуньята) и махаянской практике бодхисаттв. Труд состоит из 329 строф и прозаич. автокомментария (бхашъя) к ним. Санскр. оригинал не сохранился, но имеются два тиб. перевода. Один был выполнен с кашмирской рукописи в IX-X вв. индийцем Тилакакалашей и тиб. переводчиком, а затем сверен с вост.-инд. манускриптом инд. наставником Канакаварманом. Именно этот перевод был издан в сер. Библиотека Буддика (т. IX) Л. Валле-Пуссеном. Второй перевод был выполнен в XI в. индийцем Кришнапандитой и тиб. толмачом (лоцава) Нагцо. В тексте выделяют вступление, 12 глав и заключение.

Первые 10 глав произведения описывают соответственно каждый из десяти видов совершенствования (парамита), с помощью к-рых бодхисаттва проходит десять стадий духовного роста (бхуми), чтобы достичь состояния «буддовости» (буддхатва). Практика парамит здесь тесно увязывается с махаянским учением о пяти последовательных путях бодхисаттвы. Свыше половины текста (226 строф) уделено совершенствованию Мудрости (праджняпарамита) — шестому по списку, но главному по существу виду осуществления Пути. На каждой стадии бодхисаттва обретает духовные качества, свойства и достоинства (гл. 11), благодаря к-рым на десятой стадии он осознает, что в состоянии стать буддой, и этой первой стадии духовного роста {бхуми) будд посвящена гл. 12.

Но главным филос. подтекстом «Мадхьямака-аватары» является необходимость постижения пустотности (гиунъята) как на уровне относительной истины (самврити-сатъя), так и особенно на уровне абсолютной истины (парамартха-сатъя), т.е. посредством интуитивной и совершенной мудрости. В махаяне и у Ч. видение пустотности означает отсутствие собственной сущности не только у объектов потока сознания (данные органов чувств и мышления), но и у личности (пудгала- найратмья). Проникновение в глубины пустотности равнозначно обретению Срединного пути, или Срединности. Трактат относится к основным в системе образования буддистов Тибета, Монголии, России, особенно в школе гелук.


Соч.: Madhyamakavatara par Candrakïrti / Traduction Tibétaine. Publ. L. de la Vallée Poussin. St.-Pb., 1912; Чандракирти. Введение в Мадхьямику / Переводчик-составитель Д. Устьянцев. М., 2001; он же. Введение в Мадхьямику / Пер. с тиб., предисл., коммент., глоссарий и указатели A.M. Донца. СПб., 2004; Introduction to the Middle Way: Chandrakirti's Madhyamakavatara with Commentary by Jamgön Mipham / Transi, by the Padmakara Translation Group. Bost.-L., 2002.
Лит.: Frauwallner E. Die Philosophie des Buddhismus. В., 1956; Murti T.R.V. The Central Philosophy of Buddhism. A Study of the Madhyamika System. L., 1980; Huntington C.W., Geshe Namgyal Wangchen. The Emptiness of Emptiness. An Introduction to Early Indian Madhyamika. D., 1992.

В.П. Андросов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика