Чатушкоти

Чатушкоти (санскр. catuskoti, букв, «четыре угла») — «четырехчастное отрицание», или тетралемма; форма аргументации, широко применявшаяся в дискуссиях инд. философов; один из излюбленных методов Нагарджуны, посредством к-рого он доказывал невозможность что-либо предицировать какому-либо объекту и бессмысленность («пустотность») всяких метафизических утверждений. В классич. виде Ч. должно включать четыре высказывания («Это есть», «Этого нет», «Это есть и этого нет», «Неверно, что это есть, и неверно, что этого нет»), в к-рых переформулировались тезисы оппонентов или следствия из тезисов и к-рые затем методично опровергались. Но в текстах чаще всего Ч. интерпретировалось по-разному. Напр., в «Муламадхьямака-карике» (1.4) Нагарджуна строит опровержение абхидхармистской концепции возникновения по формуле Ч.: «Самому действию внутренне не присуще условие. / Неверно, что действию внутренне не присуще условие, / Или условиям внутренне не присуще действие, / Или им внутренне присуще действие». В этой полемике два первых высказывания действительно являются противоположными, но два других являются не их конъюнкцией и дизъюнкцией, а их обращениями (в них субъект и предикат меняются местами). Такая «вольность» в применении четырехчастного отрицания оправдывается учеником Нагарджуны Арьядэвой (ок. III в.), который в «Чатухшатаке» («Четырехстах [строфах]») называл Ч. «лекарством», применяемым в зависимости от болезни. Одну из версий Ч. дал в «Абхидхарма-самуччае» («Квинтэссенция абхидхармы») Асанга (IV в.) в дискуссии о существовании 12-членной цепи зависимого происхождения: «Зависимое происхождение не появляется ни само по себе, ни от чего-то другого, ни само по себе и ни от чего-то другого, ни от собственных действий, ни от действий чего-то еще, ни вовсе без причины».


Лит.: Jayatilleke K.N. The Logic of Four Alternatives // PhEW. 1967. No. 17. P. 69-84; Staal J.F. Making Sense of the Buddhist Tetralemma // PhEW. Essays in Honor of Dr. T.M.P. Mahadevan. Bombay, 1976. P. 122-131; Ruegg D.S. The Uses of the Four Positions of the Catuskoti and the Problem of the Description of Reality in Mahäyäna Buddhism // JlPh. 1977. No. 5. P. 1-72; Wayman A. Who Understands the Four Alternatives of the Buddhist Texts? // PhEW. 1977. No. 27. P. 3-22.

H.A. Канаева

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика